]РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" — переселение душ, перевоплощение) — одна из трактовок гипотетической проблемы бессмертия (см.) человека. Учение о Р. не типично для подавляющего большинства мировых философских и религиозных систем и возникает в регионе, ограниченном Индийским субконтинентом.Первые классические упоминания о Р. встречаются в конце первого тысячелетия до н.э. в Упанишадах (см.). Учение о Р. реализовалось в трех главных формах. Согласно текстам Упанишад, в мире наличествует только Бог, нет никого, кроме Него, включая и человека. Бог попеременно рождает и поглощает мироздание. Перевоплощается таким образом собственно не человек, а Брахман, Единое Божественное. Любой индивид — его протуберанец и одновременно ему единосущен.Буддийская версия учения о Р. постулирует то, что личности нет. Она — лишь сумма некоторых элементов, которые перманентно существуют, но личность как таковая исчезает. Перевоплощаются в строгом смысле (по замечанию буддолога О.Розенберга) не личности, а "дхармы" (элементы безначального и безличного психофизического жизненного процесса), некогда утратившие состояние покоя. Зло, сотворенное людьми, транслируется в следующее воплощение. Спасение в буддизме предполагает пресечение потока бесконечных возвращений, выход за пределы неизбывно тяжкого бытия. В буддизме учение о Р., о "перевоплощении" приобретает облик учения о "развоплощении" (А.Мень). (Сходство с этой идеей можно увидеть в образе цыпленка, выбирающегося из скорлупы своего яйца; все удары изнутри похожи друг на друга, но лишь последний пробивает оболочку, отделяющую цыпленка от внешнего мира.)В конце 19 в. формируется эволюционистская теософская модель учения о Р. Это учение отвергает буддийский пессимизм и фундируется на ценностях прогрессизма и научного оптимизма этого столетия. Блаватская (см.) сделала особый акцент именно на индийской версии учения о Р. Р. трактовалась ею как форма самоспасения мира, как бесконечное развитие каждого человека через различные тела. Благодаря закону возмездия, закону кармы (см.) человек в каждом последующем воплощении ("переселении" из тела в тело) отвечает за деяния предыдущей жизни. Р. в таком контексте — восхождение человеческой души или Сущности Тонкого плана в физическое тело; повторное рождение "отлетевшей" некогда души в новом физическом теле, в новом месте и в новых обстоятельствах жизни. Условия этого рождения определяются законом Кармы. Однажды спустившись в Подзеркалье и попав в сферу воздействия закона Р., человеческое существо не может перестать воплощаться до тех пор, пока полностью не исчерпается его Карма уровня физического и эфирного слоев. Выражается это, согласно одной из версий теософского учения о Р., в частности, в том, что сама процедура добровольного или насильственного ухода человека из каждой его жизни принципиально схожа: обреченный умирать "от воды" (утонуть либо захлебнуться в собственной ванной) не может погибнуть при пожаре и т.д. Осознав это, человек может очиститься и приблизиться к истинным высотам достоинства своей природы. Учения о Р. имели практическими следствиями вегетарианство и неприятие кровопролития вкупе с отказом от кровавых жертвоприношений в культовой сфере. См. также Инкарнация; Перевоплощение; Сансара; Метемпсихоза.