САНСАРА (перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) — одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание; обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает центральное место в индуизме (см.), джайнизме (см.), буддизме (см.). Характерен образ переправы через океан С. как метафорическое описание мирской суеты, поиска спасения. В натурфилософском аспекте идея С. связана с представлением о периодическом возникновении и уничтожении миров.В мифологии буддизма С. означает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване (см.). Мифологический аспект понятия "С." выглядит следующим образом: в безначально существующей С. есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих 6 воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относительно благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (см. Карма): например, тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т.д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и выступает нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее мифологические представления буддизма допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни-будды эманируются в С. в виде бодхисаттв (см.) и земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключительных случаях иметь контакты даже с Адибуддой (см.).Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад (см.). Смерть, согласно идее С., не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению.Будда (см.) говорит: "Странствование (сансара) существ, ученики, имеет свое начало в вечности. Нельзя узнать того времени, начиная с которого блуждают и странствуют существа, погруженные в незнание, охваченные жаждою существования. Как вы думаете, ученики, что больше, вода ли, заключенная в четырех великих морях, или слезы, которые протекли и были пролиты вами, когда вы блуждали на этом широком пути и странствовали, и рыдали, и плакали, потому что давалось вам в удел то, что вы ненавидели, и не давалось то, что вы любили?.. Смерть матери, смерть отца, смерть брата, смерть сестры, смерть сына, смерть дочери, потерю родных, потерю имущества — все испытали вы за это долгое время. И пока вы испытывали все такое, за это долгое время больше слез пролито вами, когда вы блуждали на этом широком пути и странствовали, и рыдали, и плакали, потому что давалось вам в удел то, что вы ненавидели, и не давалось то, что вы любили, — больше пролилось слез, чем вся вода, заключенная в четырех великих морях... Мать, жалуясь на смерть дочери, зовет дорогое имя: "Джива! Джива!" Ей говорят: "Восемьдесят четыре тысячи девушек, все носившие имя Джива, были сожжены на этом погребальном костре. О которой из них плачешь ты?" См. также Реинкарнация; Перевоплощение; Инкарнация; Метемпсихоза.