В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено проведение социальной, психологической, педагогической, санитарной экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Порядок проведения экспертизы до настоящего времени Правительством РФ не определен. Одновременно этим Законом установлено, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей (к ним относятся и дошкольные образовательные учреждения), являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения образования, воспитания и развития детей. При отсутствии экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Это положение направлено в том числе и на обеспечение реализации права граждан на дошкольное образование.
Кроме того, имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей (в том числе и к образовательным учреждениям) и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, может использоваться только в данных целях.
Имущество, относящееся к указанным объектам социальной инфраструктуры для детей, но являющееся собственностью субъекта Российской Федерации, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Частью 1 ст. 607 ГК РФ предусмотрено, что законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. И таким ограничением применительно к оспариваемому договору является требование ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым государственное или муниципальное образовательное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, при сдаче в аренду закрепленных за ним объектов собственности, должно до заключения договора об аренде иметь проведенную учредителем экспертную оценку последствий такого договора для обеспечения необходимых условий образования, воспитания детей. Договор не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения целей образования, воспитания, развития детей.