Как инспектор ДПС выбирает, какую машину остановить?
Безосновательная остановка машины - нарушение ваших, водители прав, с которого могут начаться и другие нарушения. Это пролом в заборе, влезши в который инспектор уже как бы имеет приемущества. Поэтому всегда чётко отслеживайте причину остановки.
Вас останавливает инспектор ДПС. Должны ли у него быть основания для остановки?
Инспектор имеет право останавливать не любую машину, какую захотелось. Для остановки нужны основания.
Как инспектор ДПС определяет какую ему машину остановить? И зачем остановить?
Чаще всего водителей останавливают для проверки документов. Законно ли это? Нет, 90% остановок на дорогах России незаконны (и это не только мнение "среднего обывателя"), а проверка документов- это повод...
Основной документ, по которому работает ДПС ГИБДД - "Регламент". В нём чётко прописаны основания для остановки сотрудником ГИБДД автомашины.
Таких оснований всего девять, они прописаны в пункте 63 "Регламента".
Основанием к остановке транспортного средства сотрудником являются:
а) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
б) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
в) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
д) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
е) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
ж) необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
з) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
и) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
к) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
На первый взгляд оснований для остановки десять. На самом деле их девять. Есть девять общих оснований остановки транспортных средств: пункты "а" - "и". А вот пункт "к"- даже не исключение, а просто другое правило, вписанное сюда по ошибке. Пункт "к" не относится к общим основаниям для остановки, ибо содержит в себе основание остановки, применимое в совершенно других, очобых условиях, имеющих значение только на стационарных постах ДПС и нигде более... Нигде более останавливать на основании желания проверки документов нельзя, за одним исключением (спецмероприятия), которое само по себе относится к пункту "к" как к правилу.
Поясню. Полагаю,что плясать следует от пункта 82 "Регламента" - "Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении (согл. п. 2.1.1 ПДД) за исключением документов на перевозимый груз, являются выявленные нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.".
Проверка документов - не есть основание для остановки машины, проверка документов может быть таким основанием только на стационарных постах ДПС.
"Ну, как же, ведь инспектор ДПС должен проверять документы?! Или нет? Они ж только для этого и останавливают. А контролировать как? Действительно не имеет права?" - так спрашивают нормальные водители.
Поэтому объясняю ещё раз: на самом деле нет у инспектора права останавливать вас для проверки документов. "Проверка документов"- не основание для остановки, а его (инспектора) личное желание, нарушение служебной дисциплины.
Не может быть законности без строго определённых рамок для людей, наделённых, можно сказать, карательными полномочиями. "Останавливать всех подряд"- гармоничная часть общего беззакония.
Ну, и, конечно, есть исключения. По общему правилу проверять документы сотрудники ДПС могут только на стационарных постах ДПС.
В "Регламенте" прописано, что остановка машин для проверки документов вне постов, то есть просто в любом месте, проводится, но только по ориентировкам, и указаниям в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. Вот вводится в действие "Вихрь-антитеррор" и ГАИ-ГИБДД может проверять документы у всех водителей машин и всюду. Водитель, разумеется, не знает, проводится ли мероприятие, не проводится, да и не должен знать. Как быть? Поинтерисуйтесь об этом у инспектора ДПС, который проверяет у вас документы. Никакого покрова тайны на этих мероприятиях, как правило, нет. Полюбопытствуйте, это не помешает.
Остановить машину для проверки документов вне постов и пунктов можно при проведении ориентировок, спецмероприятий и только.
Вот так. Инспектор не может остановить вас просто по своей прихоти. Для остановки нужны законные основания. И не "проверка документов"...
И ещё сотрудник ГИБДД как-то спрашивает: "Но, как-же нам контролировать вообще движение?!", на что ему отвечаю: "Позвольте, правила нарушают все и всегда! На каждом шагу! Повсеместно! Ну, так останавливайте нарушителей! Их тучи! Кого останавливать есть, а вы пытаетесь воспользоваться проверкой документов, значит дело не в контроле, а в чём-то другом?!"
На какой срок инспектор ДПС ГИБДД имеет право останавливать машину?
В этом вопросе небыло чёткости и полной определённости в "Наставлении", а уж в "Регламенте" и вовсе умолчали. Единственное, согласно п. 67 "Регламента":
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации
Обязан ли инспектор ДПС сообщить водителю о причине остановки?
На практике сплошь и рядом водителям кажется, что инспектор толи скрывает причину остановки, толи у него нет обязанности её сообщить, толи не знает, но последнее справедливо до того момента, пока водитель сам её не подскажет. Усекли? Это ж не терновый куст. Есть русская пословица: "кстати промолчать- большое слово сказать".
Инспектор ДПС сам обязан сообщать водителю о причине остановки.
"При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения." (п.20 "Регламента").
Таким образом, остановив вашу машину, инспектор ДПС обязан подойти к ней, представиться и сообщить о причине остановки. Если речь идёт о нарушении ПДД, то инспектор обязан сообщить, какой пункт ПДД нарушен и по какой статье КоАП РФ наступает административная ответственность за это нарушение. Когда вас остановил инспектор ДПС, не нужно поспешно искать документы и раздражаться. Дождитесь, пока инспектор подойдёт к автомобилю и обратится к вам. Это не проявление высокомерия с вашей стороны, а правильное законопослушное поведение. Вы объективно не можете заранее знать причину остановки. И не можете, и не должны. По своему желанию вы можете выйти, но отходить от автомобиля не стоит.
В каких случаях инспектору ДПС запрещается останавливать транспортные средства?
"Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения." (п.66 "Регламента").