Смотрим внимательно. Первые кадры -несколко секунд происшествия, ещё до титров. Пьяный хулиган в многолюдном парке средь бела дня гонится за девушкой. Почему ни одной секунды не показаны остальные части тела девушки и не показан средний план бегущей пары? Эта девушка больше в фильме не появляется - тогда зачем нужен крупный план лица?
Маленький вывод: Режиссеру нужно только выражение страха на лице (смакование и нагнетание) Главная героиня, мгновенно оценив ситуацию, бросается на помощь: "лоб в лоб" сталкивается с кинетической массой пьяного и отлетает, даже не изменив траекторию оной. Лучше бы бежать сзади и тоже кричать о помощи, но в кино должно быть круче. Эффектный треск разбитого стекла, падение в воду - все,все рядом, под рукой режиссера Защитница Лида сначала делает, а потом думает. Зритель увидел, что и Лида и Сергей -способные на героический поступок, и проникся к ним уважением. Хулигана вытаскивают из воды, позаботившись,чтобы не простудился; секундой позже появляются дружинники; Смелая девушка Лида подбирает какое-то свое шматьё, вывалившееся на землю,надо думать, из несуществующей сумочки: наперерез бегущему пьянице она бросалась налегке. Зритель за эти секунды неловкость, искусственность киношки ощущает смутно, но уже начинает прощать режиссеру огрехи, так как дальше Крупный план с глазами обалдевшей девушки. Всем понятно, что влюбилась с первого взгляда. А увидеть такое состояние - исключительно первый повод приподняться с дедушкиного дивана и пойти в советский кинотеатр в 1982году. Эпиход с сумочкой придуман для того, чтобы девушка смотрела на героя снизу вверх.
На доске почета в парке в те года висели портреты победителей соц.соревнования, но...обычно со стажем и с проседью! Стало быть, парень исключительно хорош, 95 процентов, по тем временам должен был быть комсоргом. Сварщик,но бригадир - и на доске почета? Значит, крупная политически знАчимая стройка в городке, и так надо сценаристу фильма (женщина).С позиций сегодняшнего дня не забудем отметить,что у парня хороший заработок, постоянная работа и весьма востребованная специальность. ( Но есть ли у него свое жилье? Почему он потом уезжает с молодой женой работать на лесоповал,сменив профессию? За еще более длинным рублем?) У него много друзей -парень экстраверт, компанейский. Чудо как хорош, положительный, народный элемент в "таблице менделеева".
Сидим дальше смотреть.
Влюбленная работает водителем грузовика (зил), что весьма необычно -не женская категорически профессия! Хотя я таких видел. Сценаристка сама пробовала сменить сдувшееся колесо грузовика, вытащить махину из гололеда,завести утром на морозе, ходить с ведром по трассе -просить добавки топлива,чтобы доехать до гаража, обогреваться в кабине горящей соляркой, и слушать-слушать каждый день затяжный вой движка? Ну да ладно придираться: про то и фильм, как на ушах стоят!
Кто-то в парке вырезал его фото (она,конечно, взяла,чтобы любоваться, но зритель -не дурак,должен сразу догадаться, что это не козни конкурентов или хулиганов, а от любви-с) Правильно ли догадался зритель, режиссер не считает нужным подтвердить. Парни готовы врезать неизвестному, сорвавшему портрет, но сам герой успокаивает их: повесим еще.
Настоящие рабочие парни,поверьте, стыдились подобной показухи - соц.соревнования были навязанной формалистикой, лицемерием, самообманом , идеологической накачкой. Вот и первый недостаток "первого парня на деревне" - тщеславие и склонность к внешней показухе! (Это скажется и в выборе невесты)
Дальше идет настолько дебильнй музон (Минаев), та-а-кое советско-неэротичное дерьмо и по-инвалидски танцуют. Впрочем, как музыкальная пауза, минаевщина м.б. и не плоха. Вспомним, как в "Формуле любви"Захарова в сельском домишке выплясовал, как пауза в напряженных диалогах, невесть откуда взявшийся кордебалет...
Дальше в фильме происходят опять-таки нестандартные вещи, что зритель не может заснуть и сползти с кресла на пол.
Новая бухгалтерша, красавица Марта приходит на танцы с мужчиной, и тоже необычным:с ней не танцует,на белый танец выбирает она другого. Стало быть это -ложный ход, проходная фигура, массовка. Режиссер не считает нужным, что то нам чего-то пояснить. У нас такие мужчины в стране: пришел с девушкой на танцы, а сам в сторонке,тьфу. Бараний взгляд , не ревнует. На таком импотентском фоне, соперника, еще раз, у Сергея нет, а девушки -его произвольная добыча. Забегая вперед, соперник еще будет, и не менее достойный.
Белый танец, кстати, тоже какой-то бред. Рабочий класс не танцевал такие танцы даже после литра водки или после окончания курсов танцев. Из какой эпохи этого набрался режиссер -не понятно.
Потом показывают стандартное половое времяпровождение самца с наивной девушкой (прозвучал обычный вопрос ;"Ты меня любишь?) Затем резко, сразу,как и любит режиссер, то есть будто на следующее утро и "мордой об доску" после первой ночи любви сцена предательства. Идет с другой,не замечая, - более оскорбительного, циничного унижения для отдавшейся целиком и наликом девушки трудно придумать. . Поимел, как надувную куклу, в связи с напряжением в тестикулах в вечернее время Артисты играют отлично, но зритель уже догадался, что так будет - позевывает.
Что дальше?
Дальше надо отомстить, со слезами на глазах, используя свое орудие труда - грузовик. Плеснуть грязью из-под колес грузовика на белое платье невесты-соперницы. Вот для чего и только для этого сценаристка придумала героине такую мужскую, грубую профессию водилы. А если бы была другая профессия,то грузовик пришлось бы угонять, а это статья уголовная и ненужный ход в сценарии. Советская Героиня должна быть положительной, без отсидок на зоне.
У режиссера получается показать сцену поливания грязью и истерики на дороге, и артистка хороша,но искушенный зритель все равно позевывает: потому как уже нет для него неожиданности. Показывают, показывают строительную грязь во всю дорогу, показывают изготовившуюся девушку за рулем. Ясное море -не задавит,а обрызгает! А вот если бы показал режиссер счастливую парочку, летящую на крыльях любви по досточкам, и вдруг - фонтан грязи, как с неба.
Избранница Марта пока по роли не произнесла ни слова!, а ее чуть не задавили, испортили лучший день в жизни! Режиссер никак не показал, чем же она плоха,что мы не должны ей сочувствовать; знала ли Марта о предательстве, знакома ли с Лидой, сознательно ли отвергла женскую солидарность, проявила моральную нечистоплотность? Но обманутая девушка, вместо того,чтобы забыть и растереть, выбирает жалкий плебейский путь мести, хотя и не кровавый. А народ-то у нас знает, что предавший раз - предаст сто раз при удобном случае. Во всем виноват парень, стало быть, что Лида в невменяемом состоянии, чуть дтп не устроила. Но Все ей сочувствуют, включая мента-дпс.
Девушка мечется дома,напоминая итальянскую ленту "Соблазненная и покинутая".Рвет фото, в метаниях опять избыток крупного плана. Приходит мент,чтобы сказать только одно слово. Удостоверился в наличии правонарушителя по долгу службы или глаз положил, приходил ли еще, есть ли у нее подруги, родственники, с кем она разговаривает,плакалась ли им и что поделывать будет, режиссеру совершенно не интересно, и зрителей считает не надо грузить -время терять. Парень мент появился перед дверью на одну секунду и с одним,еще раз, словом... Почему режиссер уверен, что зритель его не забудет в течение последующих 25 минут фильмы и мгновенно отдифференцирует как альтернативы неразделенной любви?
Приходится смотреть дальше про счастливую жизнь предателя, хотя теперь и семейного человека.
Парень возвращается в село,деревню, где его мать поливает из ковшика,где нет городского санузла и пр цивилизации. Маманя рассказывает, что и одноклассники вернулись из города, и колхоз дом помогает им дома строить.... Ну какая же благодатная ложь! В 70-е и 80-е народ бежал из деревни в город массово от скотской жизни, тяжелого непрестижного труда. В колхоз массово гнали по осени рабочих с заводов и студентов собирать урожай,так как деревня обезлюдела, спилась и проворовалась. Сельская молодежь хулиганила, пьянствовала, за редким исключением.
Проблему оттока трудовых ресурсов коммунисты решали не по существу, а идеологически, в том числе и с помощью произведений искусства. Не заметно для зрителя в данном фильме прозвучал политический заказ: показать, что в деревню переезжают из города здоровые работящие кадры! То есть с больной головы, да на здоровую перевернуть вопрос. И собаки в городе от тесноты замучились, и свадьбу отгрохаем, что в городе никому не снилось, и доски сто лет простоят! Это кому ж бесплатно такие хоромы строили? Ложь поразительная.
Таким образом, фильм пробился в "классику" только за счет забойного мелодраматического сюжета.И дальше писать мне надоело. И дольше есть моменты откровенной театральщины несуразной, до кучи,так сказать. Когда приехавшая Лида с инвалидом в коляске на реке радуются жизни, вдруг из ветвей, высовываются глаза бывшей жены. Опаздала, поделом предательнице. А зачем было в такой момент напоминать о предательнице - могли бы и материнские глаза показать, да в слезах от счастья за сына. Нет, надо было опошлить момент появлением бывшей.
И вот из-за такого примитивного фильма в 82-м году деревенские (бабки и кто помоложе) приезжали за ДЕСЯТКИ километров в города, чтобы посмотреть про великую любовь, что чудеса творит!
P.S. Аналогично Виктору Гюго, сочинившему " Собор Парижской Богоматери" с утилитарной целью,под заказ: нужно было повысить пожертвования прихожан на ремонт храма, так и создатели нашей бессмертной душещипательной истории выполняли политический заказ. И чем достовернее артисты изображали человеческие чувства, тем больше должен был быть эффект от обмана советских лохов.