Тоже считаю что специально учить ребенка всем навыкам, мотивируя это тем, что в 3 года он должен знать или тем, что у других уже знает, а у меня нет думаю не совсем правильно.
Мой ребенок (старший) в 1,5 года знал почти весь алфавит, цвета, счет и многое другое и что из этого? В какой-то момент ему это надоело и он года 1,5 вообще потом не хотел слышать про буквы, цифры и т.п., хотя изначально его никто не принуждал эти буквы учить, а он сам просил на улице сказать какая буква, показывая например на рекламу.
Долго не собирали пазлы, вообще никакие, я тоже переживала, как же так деть не хочет. У других с 3-4 лет сидят.... прошло время в 5,5 лет примерно ребенок сам попросил пазл и со второго раза сразу собрал пазл из 48 штук. Видно пришло его время.
Дочке сейчас 3, 3 цвета выучила сама, без сидения над ней. Счет, понятие много-мало, часть букв и т.п. знает, но с недавнего времени. По сравнению с сыном все это он знал намного раньше по возрасту, но я не вижу в этом проблемы. По сути ничего не изменилось, отсюда делаю вывод что в 1,5 года или в 3,5 дети узнают часть информации разницы принципиальной нет.