Автор Тема: Маленькое мальтийское путешествие или Как мы искали клад и нашли его  (Прочитано 8957 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mantissa

  • Кулинар Форума-2013. Киноман Форума-2013
  • Mодераторы
  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 6756
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • рыжая бестия
    • Часть моей жизни
Вот и в третий раз пишу для вас рассказ о своем путешествии в подводное царство  красивейшего уголка Европы – острова Мальты.

Ослепительно синее Средиземное море у побережья Мальты не поблекло даже сквозь стекло иллюминатора

И перед началом своего рассказа я хочу немного рассказать о специфике предстоявших нам погружений. А ведь нам предстояли погружения на рэки!
Корабли на дне моря – печальное зрелище, но только не для любителей подводного плавания! Рэк-дайвинг это экспедиции на затонувшие (или специально затопленные) суда - весьма популярный вид морского спорта. Название происходит от английского слова wreck – обломки. Но на самом деле зачастую это не жалкие останки красивого когда-то судна, а вполне сохранившийся (насколько это возможно) в толще воды и под воздействием времени, корабль, а то и нечто совершенно не принадлежащее морю. Историческое ли это судно, пропавшее во время войны или шторма, или обычное грузовое, затонувшее на радость дайверам, есть в погружениях на рэки что-то, что заставляет кровь кипеть в хорошем смысле слова (в плохом смысле закипание крови или азотная эмболия – тяжелейшее осложнение, возникающее у дайверов в результате неправильного всплытия). Это один из самых опасных видов дайвинга (сложнее только кейв-дайвинг), особенно для тех, кто проникает внутрь затонувшего объекта без специальной подготовки и оборудования.
Существует три разновидности рэк-дайвинга, различающиеся по степени подготовки дайвера. Первый – это начинающий уровень, предполагающий исследование затонувших объектов снаружи. В рамках этого курса начинающих подводных кладоискателей учат распознавать основные опасности, встречающихся снаружи рэка, и бороться с ними. Это, например, потеря ориентации, острые металлические края и риск запутаться в обрывках сетей и одиночных тросах.
В дополнение к тому, что он делает исследования внешней части рэка более безопасными, начальный курс рэк-дайвинга - это первый шаг к более продвинутому уровню. Металлические части корабля могут сделать компас практически бесполезным, поэтому эта часть курса учит использовать естественные ориентиры.
Следующий уровень подготовки учит навыкам ограниченного проникновения. Дайверы этого уровня используют обычное снаряжение для любительского дайвинга, но некоторые также берут с собой ходовые катушки для простейшей навигации. Ограниченным проникновением считается плавание в простых сквозных частях рэка, где риск оказаться в ловушке из-за перекрытого прохода минимален, и дайвер может оставаться внутри естественно освещенной зоны возле входа, но при этом необходимо всегда держать место входа-выхода в поле зрения.
Самый опасный враг для рэк-дайвера - это потеря видимости. Чистая вода внутри рэка на обратном пути почти всегда бывает замутнена взбаламученными при проплытии частицами ржавчины, илом и другими осадками. Плохой контроль плавучести, плохая техника гребков ластами и даже пузырьки выпускаемого воздуха могут стать причиной ухудшения видимости, подняв песок, ил и сбив осадок с ржавых стальных переборок над головой.
Из досадной неприятности облака ила или ржавчины могут превратиться в опасного дезориентирующего врага, который полностью лишит ныряльщика возможности видеть. Чтобы облегчить такого рода трудности, дайверов учат проникать только в открытые проходы, с широкими входами и, по возможности, больше, чем с 1 выходом.
Наиболее продвинутая форма рэк-дайвинга - это полное проникновение или технический рэк-дайвинг. На этом уровне дайверы учатся проникать в любые части корабля при условии, что структура рэка прочная, а также при условии, что дайвер достаточно опытен для такого погружения. Но это, как говорится в одной телепередаче, уже совсем другая история…
Итак, нашей группе из 14 человек, прошедшим вторую степень обучения, с 25 июня по 1 июля предстояло почувствовать себя настоящими кладоискателями на лучшем объекте рэк-дайвинга в Средиземноморье – Мальте! И, несмотря на то, что все запланированные нами места погружений давно и многократно исследованы, каждый в глубине души надеялся найти или открыть что-то необычное, никому доселе не известное, свой собственный клад. К сожалению, за 7 дней мы успели увидеть лишь четверть мальтийских глубоководных достопримечательностей, но и этого оказалось достаточно для интересного рассказа. В нем, правда, будет меньше фотографий, чем обычно, а фото с обитателями глубин совсем чуть-чуть, но, во-первых, в этот раз я ставила себе иную цель, нежели живность. А во-вторых, из-за определенной громоздкости оборудования фотографировала в основном снаружи ради своей безопасности. Тем не менее, надеюсь, вам понравится!


Первое погружение по намеченному плану начинается в северной части острова на затонувший почтовый  буксир  «Tug boat Rozi». Судно было построено на бристольской верфи компанией «Чарльз Хилл и сыновья» и был назван «Розмари». Далее судно не раз меняло название. В 1972 году оно было продано компании «Мальтийские буксиры» и  ему было дано название  «Tug boat Rozi», с которым оно и закончило свою не слишком героическую жизнь впоследствии.
В 1992 году судно было вновь продано и специально затоплено для проведения подводных и развлекательных экскурсий на туристической подводной лодке. А спустя небольшое время стало настоящим лакомым кусочком для дайверов
Буксир лежит в 120-150 метрах от старого металлического причала.



Поскольку двери и люки Рози были сняты до затопления, вероятность заблудиться внутри рэка или столкнуться с какими-либо трудностями во время исследования корабля очень невелика.



Корабль стоит на ровном песчаном дне, на глубине 34 метра. За исключением двигателей и винта, снятых до затопления, буксир совершенно невредим.







 Корпус можно осмотреть целиком, внутри он тоже в хорошем состоянии. Проникнуть в рулевую рубку на передней части палубы не представляет труда.



Один из нашей группы даже присел на палубное сооружение – наверное, отдохнуть.



 Буксир напоминает большое подводное общежитие – его облюбовали типичные средиземноморские обитатели – морские окуни, рыбы-попугаи. Ровное песчаное дно вокруг усеяно морскими анемонами. Не замечаешь, как проходит 40 минут – пора наверх.

Продолжение следует...
Не так страшно, что наша страна а заднице,
страшно, что она начала там обустраиваться.

Оффлайн Mantissa

  • Кулинар Форума-2013. Киноман Форума-2013
  • Mодераторы
  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 6756
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • рыжая бестия
    • Часть моей жизни
Второй день погружений посвящен двум любопытным подводным объектам. Первый из них – это самый «свежий» мальтийский рэк - восточногерманский тральщик класса Kondor P-29. Он был затоплен 14 августа 2007 года. Этот корабль 12 лет отслужил в береговой охране Мальты. Применялся во многих миссиях в прибрежных водах. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 35 метров в 150 метрах от берега. В ходовой рубке еще можно прочитать надписи на немецком, английском и русском языках. Несмотря на относительно ограниченную видимость, корабль удается хорошо рассмотреть и снаружи






Так и внутри







Другой рэк этого дня - самолет 2-ой Мировой войны «Bristol Beaufighter», который покоится на глубине 37 метров в бухте Сан-Джордж, городка Сан-Джулианс. В марте 1943 девять самолётов « Beaufighter» вылетели для сопровождения кораблей «Beaufort». Скоро после взлета один из самолётов стал вибрировать и быстро терять скорость и высоту. Самолет упал в 500 метрах от берега в районе мыса Драгонара, где так и покоится с выпущенными шасси.
Рэк не отмечен на карте и из-за своего низкого профиля не обнаруживается дальномерными приборами. Поэтому точное местонахождение рэка известно немногим. Нас в погружении сопровождает руководитель принимающего нас мальтийского дайв-центра, который сам принимал участие в обнаружении и первом исследовании самолета.
Несколько метров вниз и уже можно различить контуры самолета, а фонарь высвечивает целые металлические части, которые хорошо сохранились.



 Фюзеляж почти полностью ушел в грунт в нескольких метрах от передней части. Его можно и не заметить, если бы не торчащее заднее колесо. Крылья и двигатели практически не тронуты. На нижней плоскости обоих крыльев можно увидеть выпущенные шасси. Кожуха у двигателя давно нет, что дает возможность изучить многие детали двигателя с сохранившейся надписью фирмы Bristol Mercury. Крышка кабины исчезла - возможно, экипаж успел покинуть машину да вынужденной посадки на воду. Сидение пилота и штурвальная колонка тоже неплохо сохранились. Рычаг управления искушает занять кресло пилота, однако, чтобы не сломать небольшое сиденье, искушение все-таки приходится побороть.

Третий день посвящен настоящему подводному исполину с восточным именем «Ум Эль Фаруд» – 115-метровому танкеру водоизмещением 10000 тонн,  построенному в 1969 году компанией «Smith Dock Co. Ltd». Он ходил под ливийским флагом и возил топливо между Италией и Ливией вплоть до 1995 года. 3-его февраля того года, во время планового ремонта на верфях Валлетты, на борту танкера произошёл сильный взрыв газа, в результате чего погибло 9 докеров. Об этой трагедии напоминает латунная мемориальная доска на мостике танкера.
После этого «Ум Эль Фаруд» был признан непригодным для ремонта и затоплен в районе Голубого Грота. В ноябре 2005 года во время сильнейшего шторма передняя часть корабля силой волн была оторвана и перемещена на несколько метров ближе к берегу. Это только добавило ему привлекательности в глазах любителей дайвинга.
К сожалению, корабль затоплен не в непосредственной близости от берега, до него приходится плыть около 10 минут, что сокращает время пребывания на нём. Тем не менее, впечатляющие размеры корабля, неплохая видимость и обилие морской жизни делают погружение запоминающимся. Корабль даёт возможность проникновения даже в машинное отделение и на нижние палубы.
«Ум Эль Фаруд» стоит на глубине 34 метра и его проступающие сквозь сумрак глубины очертания – величавое зрелище.

Погружение начинается с кормовой части, где рядом с громадным винтом обычно вьются барракуды и каракатицы.

 Одна из них заплыла прямо в кадр.

Вдоль по правому борту можно выйти на нос танкера к якорным лебедкам и затем вернуться по левому борту вдоль шлюпбалок к огромной трубе. Я настолько впечатлена его размерами, что немного оробела. Спасибо напарнику – заметив мои колебания, он спокойно и уверенно берет меня за руку и мы продолжаем путь.

Эта часть танкера населена стаями морских окуней и рыб-попугаев. Иногда здесь попадаются тунцы, зубаны, морские лещи, груперы, а на песочном дне - скаты-хвостоколы, электрические скаты и большие средиземноморские летучки.

А в разломах корабля прячутся колонии  маленьких разноцветных моллюсков и небольших лангустов.
Говорят, что в этой части света  именно около Эль Фаруда в толще воды можно увидеть Призраков моря. Это очень странные прозрачные, хрупкие и ломкие формы жизни, которые могут быть разрушены одним мановением руки. Формы они принимают самые разные - длинные цилиндры, цепочки из одиночных экземпляров и так далее. Признаюсь честно – нам они не попадались.

Продолжение следует...
Не так страшно, что наша страна а заднице,
страшно, что она начала там обустраиваться.

Оффлайн MTB

  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 7233
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужской
  • готовы?
тынц...тынц...тынц.............

Оффлайн rusa

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 511
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • Мы все приговорены к жизни, только сроки разные.
Фотки обалденные... завораживает!
Всему своё время, каждому своё...

Оффлайн Mantissa

  • Кулинар Форума-2013. Киноман Форума-2013
  • Mодераторы
  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 6756
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • рыжая бестия
    • Часть моей жизни
Четвертый день погружений посвящен двум объектам, находящимся рядом друг с другом. Первый носит название « Imperial Eagle» или «Имперский орел». Это 45-метровый грузопассажирский пароход, построенный компанией «Дж.Краун и сыновья» в Англии. Он был спущен на воду в 1938 году под именем «New Royal Lady» и служил паромом между Мальтой и островом Гозо (70 пассажиров и 10 машин). Сменив несколько имен в 1999 году, пароход был затоплен в 500 метрах мыса Кавра Пойнт.
Поскольку в ночь накануне погружения на этот рэк был сильный шторм, видимость довольно низкая. И для удобства ориентирования дайверов над паромом поднят буй с канатом. Поэтому погружение происходит не «на глаз», а «на ощупь»





Наконец появляется «Имперский орел».


И позволяет себя осмотреть. Спускаемся ближе к палубе




 

Даже рулевая рубка прекрасно сохранилась. Очень тянет потрогать  и покрутить



Недалеко от парохода находится настоящая подводная жемчужина - всемирно известная  статуя Иисуса Христа.  Она делает это место погружения особенно привлекательным для фотографов.



Знаменитая статуя была выполнена известным мальтийским скульптором Альфредом Камилльери Гаучи и оплачена комитетом мальтийских дайверов. А создана она была в честь празднования первого посещения Мальты в 1990 году Папой Римским Иоанном Павлом II.
Четырехметровый подводный исполин с поднятой головой простирает вверх свои руки из тридцативосьмиметровой глубины и словно осеняет всех, кто отважился спуститься сюда и просить его благословления.





 Статуя не всегда находилась здесь. Раньше она находилась на морской глубине около островов Святого Павла, но в связи с тем, что там находится несколько действующих рыбных ферм, дайверы стали жаловаться на ухудшение качества воды и плохой видимости в глубине моря в этом месте. В мае 2000 года подводную статую Иисуса Христа, лежавшую до тех пор 10 лет на дне моря, мальтийцы вытащили плавучим краном, (вес статуи Иисуса Христа составляет 13 тонн) и переместили поближе к затопленному годом ранее старому парому.



Статуя – поистине завораживающее зрелище и оторваться от нее очень трудно. Но воздух на исходе и приходится подниматься наверх.

Пятый день погружений – это уникальная природная достопримечательность Средиземного моря – Голубой Грот. На самом деле это целый комплекс морских пещер на южном побережье острова.  Каждый день сюда устремляются многочисленные туристические группы, которых подвозят к Гроту на моторных лодках.



С восхода солнца и почти до полуночи здесь разворачивается фантастическое по красоте зрелище. Расположение пещер в сочетании с солнечными лучами дает миллионы бликов на каменных сводах и воде, а также меняет цвет моря от светло-бирюзового и лазурного до глубокого синего. Сам Грот углубляется в берег приблизительно на 45 метров. На Мальте он объявлен национальным достоянием. Кстати, на этом месте в 2004 году проходили съемки эпизода фильма «Троя». Но если Грот так великолепен на земле, то что же он представляет собой под водой? Итак, впереди у нас – одно из красивейших подводных уголков острова. Начинаем погружение!

Потихоньку спускаемся все ниже и ниже. Вода из голубой становится темно-синей. В свете фонаря можно рассмотреть красивую поверхность валунов.


По пути не обходится без моей любимой живности – в объектив попадает вот такая висящая в толще воды красота. Иду знакомиться!

А во время второго погружения в грот встречаем уже парочку

На дне два наших аса – руководитель группы и второй «»ветеран движения» устраивают лихое соревнование. У кого на глубине 30 метров круче получится колечко из воздуха!

Напарник тихонько отрывает от зрелища и предлагает взглянуть наверх. А там…

Следующие две фотографии мне одолжил коллега-фотограф, спускавшийся в тот же день в пещеры Голубого Грота. Они мне очень понравились. Жаль, что не было возможности увидеть это самой.


Наконец, приходит время подниматься наверх

Напоследок, почти перед самой поверхностью мне попадается роскошная медуза


Продолжение следует...
Не так страшно, что наша страна а заднице,
страшно, что она начала там обустраиваться.

Оффлайн Mantissa

  • Кулинар Форума-2013. Киноман Форума-2013
  • Mодераторы
  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 6756
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • рыжая бестия
    • Часть моей жизни
Крайний день путешествия был свободен от погружений (между последним погружением и полетом на самолете должно пройти не менее 24 часов) и наш коллектив полностью посвятил его Мальте наземной. Кто-то поехал на экскурсии, предлагаемые в отеле, кто-то занялся шопингом, а мы взяли напрокат машину. Прокатившись по Валетте





Выезжаем за пределы города и к побережью





Добираемся до глубоко врезавшегося в остров залива. Дальше пешком можно подняться в высокие скальные пещеры на краю этого залива, откуда открывается вот такой вид.



Вокруг – стайки туристов с гидами. Слышна английская, немецкая, азиатская речь. Пока его подопечные фотографируются, к нам присоединяется закурить один из гидов. От него мы узнаем, что неподалеку находятся хорошо сохранившиеся языческие постройки времен римской империи. Группы туристов туда возят нечасто ради сохранения этого ансамбля в целости, но нам попасть туда будет нетрудно, тем более на своем транспорте.
До этого мальтийского Стоунхеджа действительно рукой подать – около 4 километров.



Можно зайти и внутрь. Несмотря на жаркую погоду, внутри прохладно и очень торжественно



Вообще Мальта оставляет очень светлое впечатление. Все, начиная от архитектуры, людей, природы и заканчивая потрясающим звездным небом и ароматным, немного соленым воздухом – такое приветливое и гостеприимное. И хотя многие перед поездкой пошучивали, что над головами у нас будут рычать НАТОвские самолеты (до Триполи и Бенгази от Мальты рукой подать), остров вспоминается как тихий и уютный уголок земли. И хотя мы и не нашли клад на затонувших кораблях, но замечательные воспоминания и фантастической красоты закаты увез с собой в памяти каждый





Вот так :)
Не так страшно, что наша страна а заднице,
страшно, что она начала там обустраиваться.

Оффлайн Dom

  • Старшой
  • ****
  • Сообщений: 1092
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужской
Экономика должна быть Экологичной.

Оффлайн MadMax

  • Гуру
  • ******
  • Сообщений: 10727
  • Репутация: 1
  • Пол: Мужской
Красиво. Хотя лично я дальше горлышка в воду боюсь заходить. А уж тем более под неё...
Если в 40 перепрыгиваешь турникет, то здоровье в порядке, но над жизнью стоит призадуматься.

Оффлайн La fleur

  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 3948
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
Очень интересный отчет, как же красиво и под водой и на берегу! :s30: :s30: :s30:

Оффлайн Кукуся

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 769
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский

Оффлайн aleandra

  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 2301
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • я все слышу!
Ух тыы! Потрясающе! Особенно поразила статуя под водой и эти здоровые висящие в воде "ракушки" . А я боюсь нырять  :(
Сохраним лобненский парк! http://www.democrator.ru/problem/4207

Оффлайн fair

  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 4217
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
Супер! А я бы наверно побоялась под водой, труслива....  :)

Оффлайн Штирлиц

  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 9812
  • Репутация: -3
  • Пол: Мужской
  • Spiritus flat ubi vult
    • Сайт оперативного прикрытия
Мантисса, молодчина!
ЗдОрово!

Когда на карибское море поедешь?
"Идиотизм хуже предательства" (с) не моё.
"Инициативный дурак хуже диверсанта" (с) моё.

Оффлайн Йожык

  • Юморист Форума-2012
  • Старшой
  • ****
  • Сообщений: 1865
  • Репутация: 4
  • ɐwʎ ɔ vǝmоɔ dиw
чота не врубился- чо за клад-то?

Оффлайн Mantissa

  • Кулинар Форума-2013. Киноман Форума-2013
  • Mодераторы
  • Уважаемый
  • *****
  • Сообщений: 6756
  • Репутация: 0
  • Пол: Женский
  • рыжая бестия
    • Часть моей жизни
Мантисса, молодчина!
ЗдОрово!

Когда на карибское море поедешь?
Спасиб!
Ответ банален - когда денег накоплю.
Хотя в дальнейших планах - Галапагосы  :)
Не так страшно, что наша страна а заднице,
страшно, что она начала там обустраиваться.