Вот и в третий раз пишу для вас рассказ о своем путешествии в подводное царство красивейшего уголка Европы – острова Мальты.
Ослепительно синее Средиземное море у побережья Мальты не поблекло даже сквозь стекло иллюминатора
И перед началом своего рассказа я хочу немного рассказать о специфике предстоявших нам погружений. А ведь нам предстояли погружения на рэки!
Корабли на дне моря – печальное зрелище, но только не для любителей подводного плавания! Рэк-дайвинг это экспедиции на затонувшие (или специально затопленные) суда - весьма популярный вид морского спорта. Название происходит от английского слова wreck – обломки. Но на самом деле зачастую это не жалкие останки красивого когда-то судна, а вполне сохранившийся (насколько это возможно) в толще воды и под воздействием времени, корабль, а то и нечто совершенно не принадлежащее морю. Историческое ли это судно, пропавшее во время войны или шторма, или обычное грузовое, затонувшее на радость дайверам, есть в погружениях на рэки что-то, что заставляет кровь кипеть в хорошем смысле слова (в плохом смысле закипание крови или азотная эмболия – тяжелейшее осложнение, возникающее у дайверов в результате неправильного всплытия). Это один из самых опасных видов дайвинга (сложнее только кейв-дайвинг), особенно для тех, кто проникает внутрь затонувшего объекта без специальной подготовки и оборудования.
Существует три разновидности рэк-дайвинга, различающиеся по степени подготовки дайвера. Первый – это начинающий уровень, предполагающий исследование затонувших объектов снаружи. В рамках этого курса начинающих подводных кладоискателей учат распознавать основные опасности, встречающихся снаружи рэка, и бороться с ними. Это, например, потеря ориентации, острые металлические края и риск запутаться в обрывках сетей и одиночных тросах.
В дополнение к тому, что он делает исследования внешней части рэка более безопасными, начальный курс рэк-дайвинга - это первый шаг к более продвинутому уровню. Металлические части корабля могут сделать компас практически бесполезным, поэтому эта часть курса учит использовать естественные ориентиры.
Следующий уровень подготовки учит навыкам ограниченного проникновения. Дайверы этого уровня используют обычное снаряжение для любительского дайвинга, но некоторые также берут с собой ходовые катушки для простейшей навигации. Ограниченным проникновением считается плавание в простых сквозных частях рэка, где риск оказаться в ловушке из-за перекрытого прохода минимален, и дайвер может оставаться внутри естественно освещенной зоны возле входа, но при этом необходимо всегда держать место входа-выхода в поле зрения.
Самый опасный враг для рэк-дайвера - это потеря видимости. Чистая вода внутри рэка на обратном пути почти всегда бывает замутнена взбаламученными при проплытии частицами ржавчины, илом и другими осадками. Плохой контроль плавучести, плохая техника гребков ластами и даже пузырьки выпускаемого воздуха могут стать причиной ухудшения видимости, подняв песок, ил и сбив осадок с ржавых стальных переборок над головой.
Из досадной неприятности облака ила или ржавчины могут превратиться в опасного дезориентирующего врага, который полностью лишит ныряльщика возможности видеть. Чтобы облегчить такого рода трудности, дайверов учат проникать только в открытые проходы, с широкими входами и, по возможности, больше, чем с 1 выходом.
Наиболее продвинутая форма рэк-дайвинга - это полное проникновение или технический рэк-дайвинг. На этом уровне дайверы учатся проникать в любые части корабля при условии, что структура рэка прочная, а также при условии, что дайвер достаточно опытен для такого погружения. Но это, как говорится в одной телепередаче, уже совсем другая история…
Итак, нашей группе из 14 человек, прошедшим вторую степень обучения, с 25 июня по 1 июля предстояло почувствовать себя настоящими кладоискателями на лучшем объекте рэк-дайвинга в Средиземноморье – Мальте! И, несмотря на то, что все запланированные нами места погружений давно и многократно исследованы, каждый в глубине души надеялся найти или открыть что-то необычное, никому доселе не известное, свой собственный клад. К сожалению, за 7 дней мы успели увидеть лишь четверть мальтийских глубоководных достопримечательностей, но и этого оказалось достаточно для интересного рассказа. В нем, правда, будет меньше фотографий, чем обычно, а фото с обитателями глубин совсем чуть-чуть, но, во-первых, в этот раз я ставила себе иную цель, нежели живность. А во-вторых, из-за определенной громоздкости оборудования фотографировала в основном снаружи ради своей безопасности. Тем не менее, надеюсь, вам понравится!
Первое погружение по намеченному плану начинается в северной части острова на затонувший почтовый буксир «Tug boat Rozi». Судно было построено на бристольской верфи компанией «Чарльз Хилл и сыновья» и был назван «Розмари». Далее судно не раз меняло название. В 1972 году оно было продано компании «Мальтийские буксиры» и ему было дано название «Tug boat Rozi», с которым оно и закончило свою не слишком героическую жизнь впоследствии.
В 1992 году судно было вновь продано и специально затоплено для проведения подводных и развлекательных экскурсий на туристической подводной лодке. А спустя небольшое время стало настоящим лакомым кусочком для дайверов
Буксир лежит в 120-150 метрах от старого металлического причала.
Поскольку двери и люки Рози были сняты до затопления, вероятность заблудиться внутри рэка или столкнуться с какими-либо трудностями во время исследования корабля очень невелика.
Корабль стоит на ровном песчаном дне, на глубине 34 метра. За исключением двигателей и винта, снятых до затопления, буксир совершенно невредим.
Корпус можно осмотреть целиком, внутри он тоже в хорошем состоянии. Проникнуть в рулевую рубку на передней части палубы не представляет труда.
Один из нашей группы даже присел на палубное сооружение – наверное, отдохнуть.
Буксир напоминает большое подводное общежитие – его облюбовали типичные средиземноморские обитатели – морские окуни, рыбы-попугаи. Ровное песчаное дно вокруг усеяно морскими анемонами. Не замечаешь, как проходит 40 минут – пора наверх.
Продолжение следует...