Короче, если ...
Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки — в день похорон. Вторые поминки на 9 день. И третьи поминки на cороковины (40 дней).
На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон. На девятый день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего, на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.
Совершают также поминки на полгода. Поминать на полгода можно на общей трапезе, которая делается для родных и близких умершего, можно также накормить нищих.
В советское время появился обычай на Пасху ходить на кладбище, из-за того, что были гонения и пойти в храм было подвигом, а кладбище рядом с храмом и на него можно пойти. Но это не правильно, на кладбище нужно идти после светлой седмицы, потому что Пасха — праздник живых. В русской Церкви народ идет первый раз на кладбище на Радоницу. Радоница — поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели. По Иерусалимскому Уставу (Русская Церковь, как и все остальные православные Церкви, служат по Иерусалимскому уставу) в этот день не положено особых молитв за умерших. В этот день совершается поминовение усопших по обычаю Русской Церкви.
Если же человек умер во время Страстной седмицы, то новопредставленного можно отпевать и на Страстной, но кроме Великого Пятка.
На Пасху и Светлую седмицу действует тот же принцип: священник за литургией читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии, и читает записки об усопших. Келейно христианин может помолиться за своих усопших, и совершать земные поклоны, когда хочет, даже на Пасху, священник молится за литургией за усопших, а Церковь по уставу не молится за усопших.
Если же человек умер на светлой седмице, то отпевание его совершается, но особым Пасхальным чином и отпевание мирского человека мало чем отличается от отпевания священника и епископа. В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий. Христовым воскресением от печальных мира сего, на веселая и радостная проставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает» .