Деревья могут спасти города от роста температуры
Эти факты заставили специалистов независимой международной профессиональной организации по недвижимости RICS выступить с призывом изменить стратегии городской застройки. RICS призывает правительства, местные власти, застройщиков и девелоперов уделять большее внимания проблемам изменения городского климата и включить более масштабное озеленение территорий в свои ближайшие планы.
Ученые выяснили, что увеличение зелёных насаждений в городах поможет задержать потепление климата на 2,5°C. Уничтожение всего 10% растений в застроенном районе может привести к увеличению температуры на 7°. Уже сейчас температура в крупных городах в среднем на 6°С выше, чем в сельской местности.
По прогнозу, в Великобритании изменение климата может привести к тому, что к 2050 г. средняя температура увеличится на 3,5°C. Однако активное создание зелёных насаждений и озеленение крыш и стен домов в городской черте поможет снизить этот показатель до 2,5°.
Так что политика тотальной застройки, когда газоны, сады и просто зелёные насаждения уничтожаются, приводит к тому, что горожане вынуждены терпеть большую жару летом.
Пол Коллинз, глава рабочей группы RICS по экологической инфраструктуре, призывает застройщиков, девелоперов и просто владельцев недвижимости сделать озеленение своим приоритетом. Озеленение будет иметь долгосрочные перспективы не только в экологическом, но и в экономическом плане.
Тони Малхэл, помощник директора RICS, добавляет, что озеленение поможет не только снизить температуру в городах, но и препятствовать наводнениям, улучшит качество воздуха, снизит уровень шума и поддержит биологическое разнообразие видов животных, живущих в городах. В конечном итоге, озеленение крыш и стен домов поможет регулировать температуру внутри зданий, что снизит текущие расходы владельцев.
Новость на сайте «INFOX.ru»
http://news.rambler.ru/10099138/«Лес... исчез не внезапно, он уменьшался постепенно, десятилетиями. Даже если кто-то из островитян и пытался предупредить соплеменников о том, чем чревато уничтожение леса, его предупреждением пренебрегали, потому что это затрагивало эгоистичные интересы скульпторов, правителей и их прислужников» («Дискавер»).
«То, как они в этом островном мире решили выразить свои духовные и политические идеи, превратило остров в жалкое подобие того, чем он был изначально» («Easter Island—Archaeology, Ecology, and Culture»).
«То, что произошло на Рапа-Нуи, означало, что бесконтрольный рост населения и стремление распоряжаться ресурсами окружающей среды, переходя за определенную критическую точку, были не просто признаками индустриализации мира; это характерная особенность человека» («Нэшнл джиогрэфик»).
Но что, если эта так называемая характерная особенность человека не изменится? Что, если люди будут и дальше способствовать созданию на Земле — на этом островке в океане космоса — невыносимых с точки зрения экологии условий существования? По словам одного ученого, у нас есть огромное преимущество перед рапануйцами: предостерегающие примеры «истории погибших цивилизаций».
Однако остается вопрос: учатся ли люди чему-нибудь из истории? Судя по тому, что на Земле с тревожащей скоростью уничтожаются леса и вымирают живые существа,— нет. Линда Кебнер пишет в «Книге о зоопарках»: «Исчезновение одного, двух или пятидесяти видов приведет к таким последствиям, которые мы не можем себе представить. Вымирание влечет за собой изменения еще до того, как мы осознаем последствия» («Zoo Book»).
Вандал, который снимает с самолета каждый раз по одной заклепке, не знает, какая из них окажется той последней, из - за которой произойдет авария. Но когда эта последняя заклепка снята, самолет обречен, хотя это не означает, что он разобьется в следующем же полете. Подобно этому, люди каждый год «снимают» с Земли свыше 20 000 живых «заклепок» и, похоже, не собираются останавливаться! Кто знает, в какой момент положение станет необратимым? А если бы кто-нибудь и знал это, то изменило ли бы это что-нибудь?
В книге «Остров Пасхи — остров Земля» есть поразительные слова: «Тот, кто срубил на РапаНуи последнее дерево, видел, что оно было последним. Но он (или она) все же срубил его» («Easter Island—Earth Island»).
http://www.nkj.ru/archive/articles/15739/Сегодня на продуваемом океанскими ветрами острове Пасхи растут только трава и чахлые кустарники. (Лишь в поселке, построенном миссионерами, есть несколько пальм — саженцы привезены с континента.) Но в момент прибытия первых полинезийцев, как показывает анализ пыльцы из археологических слоев, остров был покрыт довольно мощными лесами. Исчезновение деревьев хронологически обратно коррелирует с воздвижением статуй. Иначе говоря, чем больше ставилось статуй — тем меньше оставалось деревьев.
Конечно, деревья рубили с самого начала освоения острова для расчистки участков под поля и просто на дрова. Но экологический кризис усугубил культ статуй, которые перетаскивали из каменоломни во все концы острова Пасхи. Судя по расчетам археологов, на это занятие у островитян уходило немало катков из бревен и лубяных канатов.
Сведение лесов вело к эрозии почвы, которую теперь смывало в море. Добавьте к этому, что прирожденным полинезийским мореплавателям стало попросту не из чего выдалбливать свои каноэ. Они теперь не только не могли покинуть обреченный остров, но и выходить в открытое море для добычи тунца и дельфинов. Оставалось плескаться в прибое на вязанках тростника и ловить прибрежную рыбешку, которой там не так и много — остров Пасхи вовсе не коралловый атолл с лагуной, а обрывистый вулканический пик, окруженный глубокими прохладными водами.
Хуже того, на острове Пасхи, в отличие, скажем, от Гавайев, нет ни одного ручейка, на котором можно было бы построить запруды и резко повысить урожайность за счет поливного земледелия и рыбоводства. Спасением могло быть только жесткое ограничение рождаемости в сочетании с защитой лесов. Для этого требовалось сознательное применение централизованной власти. Именно так вышли из аналогичного кризиса другие островитяне, скажем, японцы эпохи сёгуната Токугава.
Тут мы подходим к самому печальному уроку острова Пасхи. Его правящая элита выдвинула, с нашей точки зрения, совершенно иррациональную стратегию борьбы с кризисом — стали воздвигать еще больше статуй. Что, впрочем, прямо вытекало из господствующей идеологии. Бедствия перенаселения и нехватки ресурсов представлялись гневом предков. Задобрить их должны были все более грандиозные монументы, для чего рубили последние деревья.
http://www.history-ryazan.ru/node/4507