Жизненный цикл форумаФорум, являясь некой виртуальной субстанцией, рождается, живет и умирает.
Приведу две аналогии:
1. Жизненный цикл товара. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий (число их у разных авторов колеблется от четырех до шести) .
1. Разработка продукта.
2. Стадия внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый).
3. Стадия развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.
4. Стадия зрелости - период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта.
5. Стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.
Источник.
2. Стадии развития этноса. Прежде всего надо сказать, что каждый новый этнос появляется в истории как бы «вдруг», формируясь на протяжении довольно короткого отрезка времени. Обычно у него есть свои «родители» – два-три «старых» этноса. Новый этнос наследует язык и культуру одного из «родителей». Случается, что новый этнос создает собственный вариант вероисповедания, и религиозная составляющая становится «душой» этноса, в определенном смысле – его национальной идеей. Л.Н. Гумилев обращает особое внимание на то, что у истоков этноса стоят пассионарные (от лат. рassio – страсть, аффект), энергичные и самоотверженные люди. В стадии «явления себя миру» этнос заявляет о себе, что он есть, что он отличается от других и что у него свои цели.
На этой стадии наиболее активные представители этноса (а они являют собой образцы для подражания – и это очень важное обстоятельство) ощущают эпоху отцов как высшую ценность и свои деяния рассматривают как продолжение этой эпохи и как достойное приращение к деяниям отцов. Результатом такого восприятия времени являются подвиги героев и самоотверженный труд созидателей.
Затем наступает
акматическая фаза развития этноса. Процент пассионариев понижается – по причине их избирательной гибели и меньшей плодовитости. А главное – меняются побудительные мотивы и ценности новых лидеров: они живут здесь и сейчас, не желая знать ни прошлого, ни будущего; живут только для себя. При этом они могут быть храбрыми, энергичными, талантливыми, но их достоинства всего лишь поддерживают их алчность, тщеславие, властолюбие.
Следующая фаза –
период надлома, когда, по Гумилеву, наступает «пассионарный перегрев» и этнос раскалывается на враждебные части: брат идет на брата, сын на отца. Апофеоз этой фазы – гражданская война (борьба между республиканцами и сторонниками военной диктатуры в Древнем Риме во 2-1 веках до н.э., иконоборческие распри в Византии в 8-9 веках, Тридцатилетняя война в Германии 17 века и революция в Англии, народовольческий террор и гражданская война в России и т.д.). В период надлома активные силы этноса гибнут в междоусобной борьбе. К тому же период надлома обычно сопровождается внешней интервенцией. Естественно, что доля пассионариев в этносе значительно снижается. Затем, если этнос в подобной ситуации выживает, наступает
«золотая осень». После пережитых потрясений люди хотят спокойной и успешной жизни. Посредственность становится идеалом. Однако появляющиеся на этой фазе гении – а они есть на всех фазах развития этноса – лучше воспринимаются обществом, собирающим в результате обильный духовный «урожай» (поэтому и – «золотая осень»).
Затем наступают
фаза обскурации и
мемориальная фаза, но о них должен быть отдельный разговор, мы их рассматривать не будем. Ограничимся демонстрацией таблицы фаз развития этносов (по Гумилеву).
ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА
НАЗВАНИЕ ФАЗЫ - ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ИМПЕРАТИВЫ - ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ
1. Пассионарный подъем (скрытый период, затем 2. Явный период) - «надо исправить мир, ибо он плох" - Пассионарный толчок (пуск этногенеза).
3. Акматическая фаза - "Будь самим собой", "Мы устали от великих" - Переход к фазе надлома.
4. Надлом - «Мы знаем, мы знаем – все будет иначе», «Дайте жить, гады!» - Переход к инерционной фазе.
5. Инерция («золотая осень») - «Будь таким, как я!», «С нас хватит!» - Переход к фазе обскурации.
6. Обскурация - «Будь таким, как я!», «День, да мой!» - Переход к мемориальной фазе.
7. Мемориальная фаза - «Помни, как было прекрасно!»
Источник.