- Именно поэтому каждую Пасху приезжают те, кто родился и вырос в Чечне. Машины со многих регионов приезжают, даже из Сибири...
- На ваше кладбище приезжают русские со всей России? Они раньше там жили? С ними приходилось как-то общаться?
- Конечно.
- И что они говорят?
- Говорят, что хотели бы вернуться. Мы сейчас восстанавливаем сторожку на кладбище, забор, хотим построить часовню. И само кладбище восстанавливаем, оно сильно заросло за эти годы. Многие хотят вернуться, но кто захочет быть человеком второго сорта?
- То есть сказывается общее неприязненное отношение?
- Ну, кем они будут, если они вернутся? Вот дядя Павлик живет в Червлённой, он пенсионер. Доживает, так сказать, держится ближе к кладбищу, чтобы быть рядом со своей женой в случае чего. А все остальные? У всех дети… Кто гарантирует им там безопасность? Кто обеспечит качественное образование? А медицинское обслуживание – не больницы, а ветеринарные лечебницы.
- Военные наши.
- Военные сидят в периметре. И что делается рядом в станицах, они даже не знают.
- А что делается в станицах?
- Чечены там одни в станицах.
- Там же спокойно, порядок там Кадыров навел…
- Какое спокойно?!
- Тишина и спокойствие, никого не убивают. Даже все ваххабиты оттуда ушли в Ингушетию, в Грузию, т.е. там из экстремистов никого не осталось.
- Русских там не осталось – это точно, насчет ваххабитов я, например, не очень в курсе, куда они ушли…
- Так почему опасения, сейчас же вроде спокойно там?
- Знаете, когда я туда приезжаю, мне не очень спокойно. И когда я иду по улице, и все оглядываются…
- Может, сейчас изменилась ситуация?
- Не знаю, мой брат Новый год отмечал в Чечне, ездил к отцу. Мы с ним по телефону общаемся. Ничего не изменилось.
- Т.е. спокойней не стало?
- Ну, конечно, 5-летние дети с автоматами по улицам теперь не ходят, и не стреляют во всё, что движется, но русские себя там не будут чувствовать спокойно до тех пор, пока военные сидят в своих периметрах и только высиживают свои высокие зарплаты.
- А казачество осталось?
- Вот их почему-то убивают. У меня там атаман наш, в Червлёной, мы с ним общаемся. Он ведет политику такую, очень тихую, потому что всех перебили, а сам он стал атаманом после того, как пять атаманов перед ним убили.
- Его предшественников? А в каком году последнего убили?
- Года три как...
- Три года назад убили последнего атамана?
- Я могу уточнить. Позвоню и узнаю, когда последнего, может, и этот уже убит. Сейчас быстро ситуация меняется. За Чечню точно никто никогда сказать не может. Казачество там вообще всегда подставляли на уровне федеральных властей. Это единственная часть русских всегда была, которая могла за себя постоять. Все знали, в том числе и чечены и федеральная власть, что у казаков есть оружие. Вот их то в первую очередь всегда и трясли. Нужна отчётность - идут к казакам, ищут оружие по огородам и привлекают по 222 статье за незаконное хранение. А без оружия там не выжить. Это предательство со стороны государства, я так считаю.
- А есть связь какая-то там, с русскими, с казаками?
- У меня родственники, вот этого дяди Павлика родная сестра была замужем за чеченцем. И у них было три сына, младший из которых ее убил за то, что она русская. Но это было во время войны.
- Её убил сын? Ничего себе! А в каком году?
- Да. За то, что она русская. Это было во время одной из войн, кажется последняя война. Один сын, я не помню, где. В тюрьме скорее всего. А еще один сын, с которым мы общаемся, у него даже жена русская, т.е. ребенок получается уже на четверть чеченец, - он варил оградку для моих родственников, цветочницы делал. Он на мать похож, и хотя он наполовину чеченец, но он как бы больше русский. Вот такая семья. Из всех детей один – ублюдок, а другой – наоборот. При этом он спасал русских во время войны, и вот его друг, как раз местный казачий атаман.
До тех пор пока там будут все начальники милиции, ФСБ - чечены, - вернуться туда будет проблематично. Они все сейчас очень мягко стелют, но очень жестко спать. У меня, конечно, были друзья чечены, когда я в школе училась, но они все уважают силу. Когда видят, что ты уверен в себе, что ты чувствуешь в себе силу, они будут с тобой нормально общаться. Если они видят, что человек там чего-то боится, так всё, хана этому человеку. Он будет по жизни раб. У них есть такая черта характера, они любят угнетать, только почувствуют слабину, и всё...
- И потом у них еще сильна идентичность их традиционная, а у русских-то идентичности не было…
- Ну почему не было. Там как раз была. В отличие от других мест, там как раз это все было. Все-таки сколько лет кавказская война шла, все это там ощущалось.
- Если русские были сильные там, а там силу уважают, почему же тогда они всех угнетали?
- Когда русских бросили, они все равно на государство надеялись. Они верили, что государство о них позаботится. Русские при любом раскладе оставались законопослушными. В то время, когда чечены уже плевали на закон. Поэтому чечены получив «конкурентное преимущество» банально убивали всех: и стариков, и детей.
Я свою тетю приезжала забирать три раза, она говорит – мы здесь триста лет стояли и стоять будем, и никуда я не поеду. Причем это было перед началом каждой войны, я пыталась её забрать…
- Это которую убили?
- Тётя Надя чувствовала, что этим закончится. Она после первой войны такие вещи рассказывала, как они своих убивали, чечены чеченов…
- Почему?
- Потому что тогда были дудаевцы и были те, кто выступал на стороне федералов. И когда их там ловили, притаскивали и на глазах медленно убивали своих же. И потом этот труп таскали по всей улице, что только с этим трупом ни вытворяли. Тётя рассказывала – она вышла и говорит: «Вы что, изверги, делаете? Вы же его уже убили, зачем его таскаете?» И они, что странно, её послушали, даже не убили.
- Ну старших там как-то уважают несмотря на то, что она русская.
- Да, хорошо они ее в итоге «уважили», конечно. Она с их детьми сидела, помогала, когда они от федералов удирали. А потом понадобилась квартира – и все. У них квартиру разбомбили, они пришли, ее просто убили, выкинули из окна и заселились. Хотелось бы, конечно, найти этих ублюдков. Да, видимо, вовремя сообразили, что им с рук так просто не спустят – отдали квартиры убитых футбольному клубу.
Беседовал Кирилл Степанов
http://ari.ru/opinion/12/