У никонистов есть поговорка, что лучший Canon это Nikon. Канонисты утверждают прямо противоположное: лучший Nikon это Canon. Корни этого конфликта уходят в глубокую древность, когда по указу Петра I отец Никон решил "освежить" православье. Его последователей звали Никонисты, а староверов – Канонисты....... шутка юмора
может быть не в тему, но выскажусь
если брать в расчет такую лже-науку как историю, то все те государственные образования (назовем их империями), которые худо-бедно более тысячелетний след оставили и испокон веков что-то да решали в этом подлунном мире имели свою уникальную религиозную систему, причем управляемую изнутри. Нравится это кому или нет. Для России такой системой является Православие, для англии Англиканство, для Китая - Конфуцианство. И самое основное в такой концепции то, что религия является элементом политической лояльности определенному государству, а не собственно вере или священнослужителям в частности. т.е. в России с определенных времен (где-то век 15-16. В ветке "Непознанное" я уже упоминал про "стяжателей" и "нестяжателей", а точнее двух течениях в Православии. Одно из них (Нил Сормский) сводилось к тому ,что церковь должна быть аскетичной и ни очем, кроме духовного подвига не думать, а тем более никоем образом в мирских государственных делах не участвовать. Другое (Иосиф Волоцкий) считало, что Церковь, сохраняя в недрах своих (прежде всего благодаря монашеству) идеалы и ценности Православия, должно тяготеть к православно-имперскому началу. ) Какое течение победило, думаю, догадаться не сложно, и с тех самых пор Православие в Российской империи стало играть в дополнение ещё и идеологическую роль. А государство по сути управлять церковью. (тут много чего интересного можно рассказать, ну да за неимением времени, кто желает, сам всё в интернете найдет).
что касается боле ближайших времен, то где-то со второй половины 19 века у руля Российской Империи оказались те, кого в узких кругах называют масонами. соответственно со своей колокольни они и рулили. И равно как у секретарей ЦК КПСС по идеологии в 1980 году не было ни грамма веры в коммунизм, так и у этих самых масонов веры в Православие, а точнее в то самое "идеологическое наполнение", также не было. А народ на это дело реагирует весьма чутко. Поэтому и защищать КПСС особо не кому было, а иерархи церкви в 17 году кричали "Да здравствует Февральская революция!" и "Даешь свободный выбор Патриарха, узурпированный первым тираном-самодержцем императором Петром Первым-Великим!". Равно по этой самой причине вера в Бога в 1917 так легко была заменена на веру в "светлое будущее". А если вспомнить старые фильмы про войну и "Считайте меня коммунистом" из них, а также вспомнить другие фильмы, где звучит "постоим за Русь и Веру Православную", то поймете о каком "идеологическом" дополнении я говорил.
в дополнение о Сталине и церкви
к созыву Поместного Собора Православной Церкви Митрополит Сергий (Страгородский)
"...Вторым основным вопросом, который должен быть внесен в программу Поместного Собора, есть вопрос о новом социальном строе, составляющем задачу и достижение революции, в частности, вопрос о собственности....
скип...
...Итак, второе постановление нашего поместного собора могло бы быть таким: С решительностью отметая религиозное учение коммунизма, Священный Собор, однако, не находит непримиримых возражений против коммунизма, как учения экономического, отрицающего частную собственность и признающего все обще полезное и нужное общим достоянием, ни в священном писании, ни в подлинно церковном учении, особенно в учении древней русской православной церкви и потому приглашает и благословляет верных чад церкви бедных и неимущих, со спокойной совестью без боязни погрешить против святой веры, радостно приветствовать узаконенный Советскою властью в С.С.С.Р. Коммунистический строй, а богатых и имущих безропотно, во имя той же веры, ему подчиниться, помня слово св. писания, что "блаженнее давать паче нежели принимать" /Деян. XX, 35/ и что лучше быть обиженным и лишенным, нежели обижать и лишать других «да еже братию» /I Кор. VI, 7-8/."
30 декабря 1924 г.
и Патриарх Алексий I (Симанский) в годы войны