две большущих статьи, букав много
про Стратфор я уж вкратце говорил, что их называют "теневым ЦРУ"
часть 1 Кремлёвские войны. Крушение Часть 1: Крушение
Россия была очень основательно поражена глобальным экономическим кризисом. Во втором квартале 2009 года ВВП России упал на 10,9% относительно уровня предыдущего года, а общее падение ВВП к концу 2009 года ожидается на уровне 8,5%. Профицит бюджета, возникший в течение последних лет благодаря высоким ценам на сырьё, сменился в 2009 году 8-процентным бюджетным дефицитом, уменьшение которого до 7,5% ожидается лишь в 2010 г. Государство было вынужден потратить значительные средства на помощь компаниям и частным банкам, имевшим долговые обязательства перед Западом, а валютные резервы, накопленные за время сырьевого бума, уменьшились с предкризисных рекордных $599 миллиардов до текущих $417 миллиардов. Эта экономическая ситуация побудила Кремль планировать дестабилизирующие изменения, которые изменят внутриполитическую ситуацию в России и вызовут новый раунд конфликта между властными кланами Кремля.
Чтобы понять будущее развитие ситуации в Кремле, STRATFOR всесторонне рассматривает последствия экономического кризиса в России, а также теперешние властные структуры в Кремле.
Происхождение экономического кризиса
Для географии российских просторов характерны огромные расстояния и малое количество рек, подходящих для транспорта. Поэтому, чтобы достигнуть экономического развития, Россия должна была бы построить обширную транспортную сеть через эту территорию – это гигантская и дорогостоящая задача. Кроме того, поскольку Россия не имеет естественных границ, которые могли бы служить защитой, она должна была расширяться от центра к периферии, чтобы создать буферные зоны для поддержания безопасности. Это усугубило масштабы и стоимость усилий по развитию. Никакое государство не может достигнуть такого развития дешево или эффективно без устойчивого руководства сверху – следовательно, Россия имеет склонность к централизации экономики.
Хотя централизованное планирование не идеально, оно может гарантировать большую господдержку при ликвидации проблем. Но из-за больших потребностей и низкой эффективности, никогда нет достаточного объёма капитала. Поэтому капитал – самая главная статья импорта России. Его не только недостаточно внутри самой страны, но также и имеющийся капитал сосредотачивается в руках государства, как это и случилось во время недавнего сырьевого бума. Для преодоления нехватки капитала Россия традиционно обращается к Западу. До глобального финансового кризиса российские частные банки и корпорации поглощали дешевые и доступные кредиты.
Российско-грузинская война в августе 2008 года, тенденции Москвы к национализации части экономики и начало глобального экономического кризиса в середине сентября 2008 – всего этого хватило, чтобы кредитному профициту России пришёл конец. С испуганными всем этим инвесторами, российские рынки были почти полностью ликвидированы. Это привело не только к оттоку иностранного капитала из России, но также к развалу рынка и обесцениванию рубля. Что стало двойным ударом – российская экономика должна была иметь дело как с инфляционными эффектами более слабого рубля, так и с тем, что российские корпорации и банки все еще были должны приблизительно $400 миллиардов по иностранным ссудам, обслуживание которых стало более дорогим с обесцениваем рубля. Кремль потратил как минимум $216 миллиардов своих валютных резервов на обуздание девальвации рубля.
Уже потратив более чем $200 миллиардов, чтобы притупить эффекты кризиса, Кремль чувствовал себя достаточно уверенным для вмешательства и консолидации как банковского,так и корпоративного секторов, которые были в значительной степени финансируемы за счёт заграничных заёмных средств. Кремль достиг этого путём выдачи под высокий процент краткосрочных кредитов российским корпорациям и банкам, причём без гарантии того, что когда-нибудь эти кредиты будут выплачены. Банки и корпорации, просрочившие выплаты по кредитам, должны были передать значительную долю своих активов, а следовательно, и контроль над собой, российскому государству. В результате государство получило 12% всех банковских долговых обязательств, тем самым став крупнейшим кредитором банковского сектора.
Российская экономика сегодня
По состоянию на июль, согласно данным Центробанка России, доля просроченных кредитов в российской банковской системе составила 5,4%, повысившись с 1% по состоянию на июль 2008 г. Опасения того, что доля проблемных кредитов составит катастрофические 20%, всё ещё сильны – это служит мотивацией для российских банков копить наличные деньги. Несмотря на некоторые улучшения по сравнению с низшей точкой глобального спада в марте, ситуация с банковским кредитованием в России остаётся отрицательной.
Однако, наличествуют веские доказательства того, что уверенность инвесторов в российской экономике возвращается. Во-первых, рубль подскочил в цене примерно на 19 процентов относительно доллара США от 36 рублей за доллар в феврале/марте к его действующему курсу 29.28. Во-вторых, массированный отток капитала, характерный для третьего и четвёртого кварталов 2008 года, резко замедлился. Чистый отток капитала из России оправился от рекордных $55 миллиардов в прошлом октябре до всего $6 миллиардов в сентябре, и сальдо на короткое время в июне даже стало положительным. В-третьих, вернулась заинтересованность в российском фондовом рынке, особенно потому, что инвесторы покидают низкодоходные американские долговые активы и ищут более рискованные, предлагающие большие дивиденды. Ввиду более дорогой нефти (78$ за баррель, более чем в 2 раза выше, чем в феврале) и большего аппетита к риску, инвесторы приходят обратно.
С возвращением некоторого подобия стабильности в российской экономике, вопрос теперь стоит так – какие выводы Россия сделала из кризиса? Государство стало намного более вовлеченным и в корпоративный и банковской сектора. С июля, принадлежащий государству Внешэкономбанк, обеспечил приблизительно $10,93 миллиардов финансирования различным фирмам, нуждавшимся в рефинансировании своих долгов по иностранным ссудам. Однако, совокупный долг российских корпораций по иностранным ссудам все еще составляет огромную сумму в $237 миллиардов ($75 миллиардов которого необходимо выплатить в 2010 году), этот уровень фактически не изменился с декабря 2008 г.
Подготовка почвы для войны кланов
Из-за глобального финансового кризиса, сопровождаемого экономическими бедствиями, в структурах власти России появилась новая сила. Эта сила во главе с т.н. “цивиликами”, группой юристов и технократов, включает в себя и российского президента Дмитрия Медведева, министра финансов Алексея Кудрина, и Германа Грефа, - бывшего министра экономики и главу Сбербанка, принадлежащего государству банка России. В теории, цивилики пытаются быть аполитичными и хотят использовать кризис, чтобы преобразовать российскую экономику.
Цивилики существуют под эгидой клана Суркова, мощного кремлёвского клана во главе с заместителем главы администрации Медведева – Владислава Суркова. Сурков намеревается использовать экономические реформы, предписанные цивиликами для нейтрализации влияния своего заклятого врага – заместителя премьер-министра Игоря Сечина, политический клан которого поддержан Федеральной службой безопасности (ФСБ). Сделать это Сурков и цивилики намереваются путём преследования бизнеса, связанного с кланом Сечина, возлагая непосредственно на него вину за последствия экономического кризиса.
В то время как все компании были виновны в поглощении иностранных ссуд, цивилики нацеливаются на фирмы, управляемые определенной категорией бизнесменов, которую считают неспособной для ведения бизнеса: людей клана Сечина и ФСБ. Аргументируется это тем, что эти компании виновны в неэффективности как расходов, так и управления. Министра финансов Кудрина особенно раздражает тот факт, что государство потратило более $200 миллиардов на спасение рубля из-за неумелого руководства компаниями, управляют которыми вместо опытных бизнесменов бывшие разведчики.
С возвращением иностранного интереса к России, и с доступными снова кредитами, цивилики обеспокоены тем, что корпоративный и банковский сектора снова испытают излишек иностранного капитала. В третьем квартале российские компании заимствовали за границей приблизительно $16 миллиардов. Поскольку местное кредитование находится на недостаточном уровне, любое юридическое лицо, которое не может непосредственно получить доступ к казне государства, будет вынуждено положиться на иностранное заимствование. Однако, цивилики хотят удостовериться в том, что компании, заимствующие за границей, возглавляются компетентными людьми.
Цивилики поэтому полагают, что эффекты экономического кризиса дают дополнительные возможности. Государство усилило во время кризиса своё присутствие, чтобы объединить банковский сектор и закончить обуздание различных олигархов, – процесс, который начался в 2004 году. Олигархи по существу прекратили существовать как независимый источник власти в России. Их богатство резко уменьшилось, и те, кому государство оказало помощь, теперь чуть более, чем государственные служащие.
Но цивилики не в состоянии осуществить свой план самостоятельно. Они будут нуждаться в поддержке лидера клана, - Суркова, чтобы произвести зачистку сил Сечина.
Вопрос для Кремля в том – что делать потом. Ограничив олигархов и усилив контроль над российской экономикой, Кремль может либо установить форму жёсткого государственного регулирования в экономике, либо начать компенсировать фундаментальную слабость российской экономики путём привлечения инвестиций и капитала из-за границы. Выбрать одно либо другое означает войну среди властных кланов Кремля.