поначитавшись форумов и объединяя их со своей практикой владения двумя машинами, попробую обобщить прогревочную тему. для начала отделим мух от котлет (т.е. прогрев мотора от прогрева коробки и подшипников). в свою очередь прогрев мотора сводится фактически к прогреву 3х его компоненентов, а именно железа (поршни, стенки цилиндров), масла и ОЖ (тосола).
прогрев "железа" особого смысла не имеет, так как, если обратится к курсу физики, то все мы вспомним, что при разогреве железо расширяется. в нашем случае это обозначает уменьшение зазоров между движущимися частями. так вот мотор по рабочим зазорам как раз и расчитан на температуру 90 градусов и допуски оптимальные у него именно при этой температуре наступают. соответственно у более холодного мотора зазоры просто больше нормы. чем это чревато. по идее (поправьте, если ошибаюсь) уменьшением компрессии в цилиндрах. отсюда видимо на холодной машине и падает тяговитость. ну и чем точно это не чревато, так это возможностью словить "клин". а так как клин как раз и ловят на перегретом или перекрученом долгое время движке, то тут все вроде логично. теперь масло.
масло сразу условно поделю на минералку и синтетику (понятно что полусинтетика лежит между ними). так вот если текучесть минерального масла сильно меняется от температуры, то "минеральные" движки как раз из-за этого факта и стоит либо греть до рабочей температуры либо прогрев меньше, потом какое-то время сильно не кочегарить. синтетика же практически не меняет своих показателей в зависимости от температуры и потому греть ее именно с целью нагревания никакого смысла нету. а вот в чем есть смысл, так это "погреть" пару минут "синтетический" мотор для того, чтобы масло, стекшее за время простоя в картер снова "разбрызгалось" по деталям. ну да 1-2 минуты до начала движения "греет" каждый. у меня за это время лично банально сидение "прогревается", а то жопа мерзнет на холодном. кто-то колеса лишний раз постучит или скребком или тряпкой пройдется. вобщем у зимней машины 1-2 минуты каждому будет чем заняться.
все выше сказанное (и про железо и про масло) подразумевает прогрев 1-2 минуты, чтобы в любом случае не кочегарить потом в красной зоне. ибо коробка например прогревается только в движении и хоть пол-часа грей мотор, а если потом втопить в пол - коробке будет значительно хуже, чем если бы мотор 1-2 минуты погрели.
ну и прогревка ОЖ, тут ничего не скажу, не понимаю решительно - зачем ее греть (ведь она же наоборот, охлаждающая). тут спецы меня дополнят.
вроде все