Письмо министра финансов США Тимоти Гейтнера членам Конгресса Достопочтенному Гарри Рейду, лидеру парламентского большинства Сената Соединённых Штатов
Уважаемый господин лидер:
Я пишу в ответ на Ваш запрос об оценке Министерством финансов того, когда установленный законом долговой предел будет достигнут, и о последствиях дефолта для Соединённых Штатов.
Никогда ещё в нашей истории Конгресс не отказывался увеличить лимит заимствований, когда это было необходимо. Отказ увеличить лимит вызвал бы дефолт Соединённых Штатов. Дефолт, в свою очередь, означал бы существенный и долговременный налог на всех граждан США и все американские бизнесы и привёл бы к потере миллионов рабочих мест. Даже кратковременный или ограниченный дефолт привёл бы к катастрофическим экономическим последствиям на десятилетия вперёд. Отказ в увеличении лимита заимствований был бы абсолютно безответственным действием. По этим причинам я запросил Конгресс об увеличении лимита в начале этого года, задолго до того, как угроза дефолта стала неотвратимой.
Как Вы знаете, в феврале 2010 года Конгрессом был принят закон об увеличении долгового предела до $14,29 триллионов. На момент написания этого письма неуплаченный долг достигает $13,95 триллионов, что приблизительно на $335 миллиардов ниже текущего предела. Из-за известной неопределённости, связанной с налоговыми поступлениями и возмещениями в течение весеннего сезона заполнения налоговых деклараций, а так же другими переменными факторами, сейчас невозможно предсказать точную дату, когда будет достигнут долговой предел. Однако, по оценкам Министерства финансов, он будет достигнут уже 31 марта 2011 года, наиболее вероятно где-то между этой датой и 16 мая 2011. Дата будет зависеть от состояния экономики, правительственных доходов и других факторов. Это, в свою очередь, означает, что Конгрессу необходимо принять закон [об увеличении лимита заимствований] к концу первого квартала 2011 г.
Несколько раз в прошлые годы Министерство финансов предпринимало экстраординарные меры для того, чтобы отдалить тот момент, когда предел мог быть достигнут, чтобы дать Конгрессу дополнительное время для его корректировки. Эти экстраординарные действия включали в себя: приостановка продаж государственных казначейских ценных бумаг и ценных бумаг местных правительств (SLGS); приостановка ре-инвестирования ценных бумаг Государственного Инвестиционного фонда (G-Fund); приостановка ре-инвестирования Обменного Фонда Стабилизации (ESF); и решение о "периоде приостановки выпуска долговых обязательств", разрешающее выкуп существующих и приостановку выпуска новых, инвестиций Пенсионного и Больничного фонда государственной службы (CSRDF). Министерство финансов предпочло бы не обращаться снова к любой из этих экстраординарных мер. Если мы будем вынуждены сделать это снова, то эти меры могли бы только отодвинуть на несколько недель дату достижения потолка лимита. Как только эти шаги будут сделаны, тогда не останется никаких юридических и разумных мер, чтобы создать дополнительное пространство под лимитом заимствований, и Соединённые Штаты должны будут объявить дефолт по своим обязательствам.
Как подробно изложено ниже, поднятие долгового предела необходимо, чтобы позволить Казначейству выполнить обязательства Соединённых Штатов, которые были установлены, разрешены и одобрены Конгрессом. Важно подчеркнуть, что изменение долгового предела не изменяет и не увеличивает обязательства, которые мы имеем как страна; оно просто разрешает Казначейству финансировать те обязательства, которые уже были установлены Конгрессом.
Фактически, даже если бы Конгресс немедленно предпринял глубокие сокращения контролируемых расходов на величины, предложенные некоторыми членами Конгресса, такие как возвращение к уровням расходов 2008-го бюджетного года, потребность увеличить долговой предел была бы отсрочена на не больше, чем на две недели. Предел, так или иначе, должен был бы быть поднят ещё, чтобы позволить правительству избежать дефолта и исполнить другие обязательства, установленные Конгрессом.
Государственный долг - общая сумма денег, занятых, чтобы выполнить требования, определённые прошлыми Конгрессами и прошлыми президентами, во время периодов, когда и республиканцы и демократы контролировали правительство. Это - юридические обязательства, взятые в соответствии с законами Соединённых Штатов. Ответственность за создание долга несут обе партии, и ответственность за выполнение государственных обязательств должны нести обе партии.
Поскольку 112-й Конгресс обращается к этой проблеме, я хочу подчеркнуть, что президент Обама абсолютно уверен в необходимости сбалансировать наше финансовое положение, и он занят тем, что работает с обеими партиями для того, чтобы вывести страну на надёжную в финансовом отношении дорогу. Потребуются трудные решения и комплексный подход для того, чтобы уменьшить разрыв между нашими обязательствами и нашими ресурсами. Потребуется, чтобы правительство тратило меньше и тратило более разумно. Президент уже сделал важные шаги, включая введение поправок в закон о доступном обслуживании; восстановление составления бюджета "от доходов"; обязательство заморозить на 3 года расходы, не связанные с безопасностью. Президентские предложения вывели бы нас на путь сокращения дефицита более чем наполовину в среднесрочном плане, и существенно уменьшили бы темпы роста федеральных затрат на здравоохранение в долгосрочной перспективе. Президент надеется совместно работать с членами 112-го Конгресса над теми дополнительными мерами, которые помогут разрешить наши среднесрочные и долгосрочные финансовые проблемы.
Поскольку Конгресс всегда увеличивал лимит заимствований, когда это было необходимо, и потому что отказ сделать это губителен для интересов каждого американца, я уверен, что Конгресс будет действовать своевременно, чтобы поднять лимит в этом году. Однако, для того, чтобы у членов Конгресса и общественности не было недоразумений и недопониманий при обсуждении этого вопроса в Палате представителей и в Сенате, я хочу дать ясное объяснение значения дефолта.
Достижение долгового предела означало бы, что, по закону, Казначейство не сможет заимствовать деньги, чтобы оплатить те обязательства, которые Государство по закону обязано платить, случай - беспрецедентный в американской истории. Нужно понимать отличия дефолта от временных правительственных приостановок [платежей], последовавших из-за отказа принять законопроекты об ассигнованиях, как это произошло в конце 1995-го и в начале 1996-го. У тех правительственных приостановок, которые были весьма неблагоразумными и разрушительными, не было того долгосрочного негативного воздействия на американскую кредитоспособность, какой будет у дефолта, потому что в то время было пространство между долгом и долговым пределом.
Я уверен, Вы согласитесь, это находится абсолютно в наших национальных интересах, чтобы Конгресс действовал задолго до того, как долговой предел будет достигнут. Однако, если бы Конгресс отказался действовать, это могло бы вызвать определённые последствия, как то:
• Казначейство было бы вынуждено не выполнить своих обязательств по юридическим обязательствам Соединённых Штатов, нанося катастрофический ущерб экономике, потенциально намного более сильный, чем эффекты финансового кризиса 2008 и 2009 годов.
• Дефолт наложил бы существенный налог на всех американцев. Поскольку Казначейство устанавливает исходный ссудный процент для всех других секторов, дефолт поднял бы все расходы по займам. Процентные ставки на заимствования для региональных правительств и местных органов власти, корпораций и потребителей, включая ипотеку, резко бы повысились. Курсы акций и цены на дома упали бы, уничтожая пенсионные сбережения и нанося ущерб экономической безопасности всех американцев, приводя к сокращениям расходов и инвестиций, что вызовет потерю рабочих мест и банкротства в значительном масштабе.
• Дефолт породил бы и далеко идущие отрицательные последствия для статуса Казначейства как зоны безопасности и для доминирующей роли доллара в международной финансовой системе, вызывая дальнейшие увеличения процентных ставок и уменьшая готовность инвесторов здесь и во всём мире вкладывать капитал в Соединённые Штаты.
• Были бы прекращены, ограничены, или было бы оказано негативное влияние на широкий диапазон выплат, пособий и других государственных обязательств, включая:
◦выплаты военным, пенсии и пособия отставникам;
◦ социальные и медицинские выплаты, пособия и компенсации;
◦пособия ветеранам;
◦ зарплаты, выплаты и пенсии госслужащим;
◦персональные и корпоративные возвраты по налогам;
◦выплаты штатам по безработице;
◦оплата оборонных заказов;
◦выплаты процентов и долгов по казначейским облигациям и другим ценным бумагам;
◦студенческие займы на обучение;
◦выплаты штатам по федеральной программе медицинской помощи неимущим; и
◦выплаты, необходимые для содержания правительственных учреждений.
По этим причинам любой дефолт по юридическим долговым обязательствам Соединённых Штатов совершенно исключён и должен быть предотвращён. Критически важно, чтобы законодательный акт Конгресса по долговому пределу был принят таким образом, чтобы доверие и кредитоспособность Соединённых Штатов не вызывали никаких сомнений. Уверенность граждан и инвесторов здесь и во всём мире, что Соединённые Штаты полностью отвечают по своим юридическим обязательствам, является уникальным национальным активом. Всегда в нашей истории, эта уверенность ставила американские государственные облигации среди самых лучших и самых безопасных из возможных инвестиций и позволяла нам заимствовать под очень низкие проценты.
Отказ своевременно увеличить долговой предел угрожал бы этому положению и поставил бы под угрозу кредитоспособность Америки в глазах всего мира. Все министры финансов в современную эру, независимо от партийной принадлежности, строго придерживались этой точки зрения. Учитывая серьёзность проблем, стоящих перед США и мировой экономикой, уверенность в мире в нашей кредитоспособности ещё более важна сегодня.
Я надеюсь, что эта информация полностью отвечает на Ваш запрос и будет полезна, поскольку Конгресс рассматривает этот важный законодательный акт.
С уважением
Тимоти Ф. Гейтнер
Копии:
Достопочтенному Джону А. Бейнеру, спикеру Палаты представителей
Достопочтенной Нэнси Пелози, лидеру парламентского меньшинства Палаты представителей
Достопочтенному Митчу МакКоннелл, лидеру парламентского меньшинства Сената
Достопочтенному Дэйву Кампу, председателю бюджетного комитета Палаты представителей
Достопочтенному Сандеру М. Левину, старшему члену бюджетного комитета Палаты представителей
Достопочтенному Максу Баукусу, председателю комитета по финансам Сената
Достопочтенному Оррину Хатчу, старшему члену комитета по финансам Сената
Всем членам 112-го Конгресса