То есть, даже в случае очевидности допущенного Вами правонарушения сотрудник милиции обязан Вам разъяснить, что конкретно Вы нарушили, со ссылкой на закон.
Наиболее ходовые варианты ответов сотрудников милиции на вопросы, на каком основании они требуют от Вас документы:
1. Ваши приметы совпадают с приметами разыскиваемого милицией преступника.
В этом случае Вы имеете право потребовать предъявить Вам фотографию разыскиваемого преступника, либо «фоторобот», а в случае отсутствия того или другого – назвать номер телеграммы (ориентировки), дату телеграммы, фамилию и должность лица, ее подписавшего, в которой указаны конкретные приметы преступника, схожего с Вами. Эту информацию Вы в любое время можете проверить, позвонив в дежурную часть отдела (отделения) милиции, где работает сотрудник, требующий от Вас документы, и в случае отсутствия телеграммы - подать на него жалобу.
Как правило, с ответами на эти Ваши законные вопросы у сотрудников возникают затруднения, после чего вопрос предъявления Вами паспорта отпадает сам собой.
1.Мы проверяем наличие Вашего паспорта, который Вы обязаны иметь при себе.
В этом случае Вы сразу же должны задать вопрос сотруднику милиции: Где написано о том, что я обязан (обязана) носить с собой паспорт? Вообще, во взаимоотношениях с должностными лицами (не только с милицией) полезно придерживаться принципа: когда Вам заявляют – Вы должны, все время задавать встречный вопрос: - Где это написано?
В Положении о паспорте гражданина Российской Федерации записано: «Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации», достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации».
Но буква закона «иметь» не дополнена словами «при себе», что означает, что гражданин не обязан носить паспорт с собой. Гражданин может хранить паспорт дома, в банке, в сейфе по месту работы, у родственников и т.п. а иметь при себе в тех случаях, когда это необходимо для решения тех или иных вопросов, связанных с реализацией своих гражданских прав, требующих документального удостоверения личности.
Ни один сотрудник милиции (если у него с головой все в порядке) не потребует паспорт от гражданина, совершающего утром пробежку в парке, загорающего на пляже, сидящего с удочкой на берегу пруда и пр.
Почему же сотрудники милиции требуют от граждан иметь при себе паспорт у граждан, находящихся на улице, в парке, в подземном переходе, в общественном транспорте?
А все по той же причине: проверить наличие регистрации для выполнения ими и их начальниками плана по «ПАЛКАМ» чего делать (как уже было выше сказано) на улице, в общественных местах, в транспорте, на рабочем месте они не имеют никакого законного права.
3. Имеется заявление конкретного физического лица (гражданина) или юридического лица о том, что схожий с Вами по приметам гражданин (гражданка) совершили какое-либо противоправное действие, в связи с чем милиция его разыскивает.
В этом случае Вы имеете право поинтересоваться конкретными данными гражданина или должностного лица, которые подали заявление. Если сотрудник милиции назовет эти данные (что сомнительно), то можно предъявить паспорт. Если паспорта при себе не имеется, можно сообщить свои данные (Ф.И.О, место жительства) для проверки Вашей личности по данным ЦАБ. Эту проверку сотрудник милиции может (и обязан) выполнить на месте по телефону или через дежурного по отделу (отделению) милиции, без Вашего задержания и доставления в дежурную часть.
Могут быть и другие Варианты ответов. Например, если Вы несете с собой какие-либо предметы, которые Вы купили в магазине или на рынке, сотрудник милиции может потребовать от Вас предъявить чек на покупку. Как уже было сказано выше, в этом случае целесообразно задать сотруднику милиции вопрос – Где написано, что я должен (должна) сохранять чек на ранее купленный товар и предъявлять Вам для проверки?
В данном конкретном случае требование незаконно, поскольку отсутствие у физического лица чека на приобретенный товар не является каким-либо правонарушением, и, соответственно, основанием для проверки документов и досмотра Ваших личных вещей.
Незаконные действия сотрудников милиции могут быть обжалованы в установленном порядке, как устно (по телефону, на личном приеме у руководителя) так и письменно (путем подачи заявлений).
Руководители всех подразделений и контролирующих служб ГУВД г. Москвы, в соответствии с распорядком дня их работы, установленным приказом начальника ГУВД г. Москвы от 23 апреля 2007г. № 222, обязаны находиться на рабочих местах по будням с 9.00 часов до 18.00 часов. В это время можно им позвонить.
После 18.00 часов в круглосуточном режиме работают оперативные группы и дежурные части, а так же ответственные руководители, которые принимают и регистрируют сообщения граждан.
Сообщить в устной форме о неправомерных действиях сотрудников милиции проще всего через дежурную часть ГУВД по гор. Москве по телефону 02.
По этому телефону оперативные дежурные соединяют граждан со справочной службой, которая дает номера дежурных частей соответствующих подразделений (отделов, отделений милиции, региональных УВД), на территории которых произошел Ваш конфликт с сотрудником милиции. Соответственно, дежурные по ОВД, УВД обязаны соединить Вас (в крайнем случае, дать телефон) ответственного руководителя или должностного лица, обязанного разобраться с Вашим сообщением, а так же назвать адрес подразделения милиции.
Письменные заявления могут подаваться гражданами в приемные, секретариаты отделений, отделов, управлений органов внутренних дел, а так же дежурному по любому территориальному органу внутренних дел.
В соответствии с пунктом 19 приказа МВД РФ от 22 сентября 2006г. № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»:
«Все поступившие в подразделение системы МВД России письменные обращения обязательно регистрируются и учитываются подразделением делопроизводства в течение трех дней с момента их поступления».
В соответствии с пунктом 20 этого же приказа:
«Письменные обращения, предоставленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы».
Это значит, что при подаче заявления на незаконные действия сотрудника милиции непосредственно в секретариат, канцелярию органа внутренних дел, Вы должны потребовать, что бы на копии Вашего заявления были поставлены подпись принимавшего сотрудника, штамп канцелярии и дата. При этом необходимо учитывать, что подразделения делопроизводства (канцелярии и секретариаты) ОВД, УВД г. Москвы работают в будни с 9.00 до 18.00 часов (пятница – до 17.00), по субботам, воскресеньям и праздничным дням они не работают.
При подаче заявления в дежурные части органов внутренних дел (работают круглосуточно) дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление установленного образца за своей подписью.
Только в этом случае Вы можете быть уверены, что Ваше заявление не пропадет, и можете обжаловать действия должностных лиц по ненадлежащему или несвоевременному рассмотрению заявления.
Заявление (жалобу) можно направить в адрес начальника ОВД, УВД заказным письмом с уведомлением о вручении. Наличие квитанции почтового отправления и уведомления отделения связи о вручении письма по адресу будет являться надлежащим доказательством отправления Вами заявления. В этом случае началом срока рассмотрения заявления (жалобы) будет считаться день вручения адресату Вашего почтового отправления.
Эти три основных способа подачи заявлений (жалоб) – непосредственно в секретариат (под регистрацию, с отметками на копии), дежурному с получением талона-уведомления, или заказным письмом с уведомлением, являются надлежащими доказательствами для последующего судебного обжалования.
Другие доказательства отправки Вами заявления (жалобы) суд может не принять.
В соответствии с пунктом 54 выше названного приказа:
«Запрещается направлять обращение на рассмотрение в подразделение системы МВД России, иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».
Это значит, что если Вы подали жалобу на действия милиционера, то проверкой жалобы должен заниматься как минимум, командир роты этого отдела, где работает милиционер. Если подана жалоба на действия участкового уполномоченного, то проверять ее должен не ниже чем начальник отдела (отделения) по организации деятельности участковых уполномоченных милиции (ООДУУМ).
Если же жалоба, поданная на участкового, оказалась у того же участкового, то жаловаться дальше нужно уже на начальника, которому была подана (либо передана по инстанции для проверки) жалоба, со ссылкой на выше приведенный пункт приказа МВД, так как участковый сам себя, разумеется, привлекать к ответственности не будет.
В соответствии с пунктом 68 выше названного приказа:
Обращение, поступившее в подразделение системы МВД России, рассматривается в течение 30 дней. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в подразделении, непосредственно осуществляющем рассмотрение обращения и ведущем самостоятельное делопроизводство, до даты направления окончательного ответа автору».
В подразделениях МВД жалобы на действия сотрудников милиции рассматриваются в месячный срок, и направляются гражданам, как правило, простыми почтовыми отправлениями.
Поэтому, после окончания месячного срока, необходимо ждать еще 7-10 дней с учетом времени прохождения письма, и только после этого подавать жалобу выше стоящим руководителям, в прокуратуру или в суд, если ответ не получен.
В этой связи нецелесообразно подавать первичные жалобы на действия конкретных должностных лиц низовых подразделений милиции (участковых, оперуполномоченных, милиционеров и пр.) на самый «верх» (например, Министру внутренних дел России, Генеральному прокурору России, Президенту России). Это является распространенным явлением у наших граждан, которые наивно полагают, что, если они пожаловались Министру или Президенту на своего участкового уполномоченного, то Министр и Президент эту жалобу лично прочитают и лично будут с ней разбираться, и «надают по шапке» всем начальникам, что бы впредь было неповадно.
На самом деле эти жалобы службами делопроизводства соответствующих ведомств будут спускаться по инстанциям до тех пор, пока не попадут к исполнителю, уполномоченному рассматривать эти жалобы – например, к начальнику территориального отделения (отдела) милиции, где проходит службу этот участковый уполномоченный. Но времени на рассмотрение жалобы, с учетом прохождения ее «по инстанциям», будет затрачено значительно больше, и, соответственно, ответ гражданину придет значительно позже.
В этой связи первичные заявления с жалобами на действия (бездействие) конкретных должностных лиц целесообразно подавать:
На действия (бездействие) милиционеров, участковых уполномоченных, оперуполномоченных – на имя начальника территориального отдела (отделения) милиции;
не действия (бездействие) начальников территориальных ОВД, отделов ГИБДД, полков милиции, подразделений вневедомственной охраны - на имя начальника УВД регионального округа г. Москвы;
на действие (бездействие) начальника регионального округа г. Москвы – начальнику ГУВД г. Москвы и его заместителям;
на действие (бездействие) начальника ГУВД г. Москвы и его заместителей – Министру внутренних дел России и его заместителям;
на действие (бездействие) Министра внутренних дел России и его заместителей – Президенту РФ.
Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. № 4866-1 Вы можете обжаловать незаконное действие (бездействие) должностных лиц МВД РФ непосредственно в суд.
В этом случае будьте готовы к оплате судебных пошлин, услуг юриста или адвоката (без которых подготовка документов для подачи в суд будет для Вас затруднительна), а так же к длительным срокам рассмотрения Вашего заявления в суде по различным причинам (к так называемой «судебной тягомотине»), вызванным как объективными причинами (неявка свидетелей, ответчиков, потерпевших) так и необъективными причинами, происходящими из-за недоработок и несовершенства нашей судебной системы.
Выше названный порядок подачи и сроки рассмотрения заявлений и жалоб граждан не относятся к заявлениям о конкретных фактах совершения правонарушений.
Заявления, обращения, жалобы граждан и должностных лиц на действия сотрудников милиции, если их действия носят явный противоправный характер, а так же заявления по конкретным совершенным преступлениям лучше подавать непосредственно в дежурную часть любого отделения, отдела, УВД.
В соответствии с «Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной приказом МВД РФ от 01 декабря 2005г. № 985:
Пункт 7. « Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а так же полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел».
Пункт 22. «Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление (приложение № 5) и выдает его заявителю».
То есть, при наличии в действиях сотрудника милиции какого-либо явного правонарушения (вымогательства, угроз, нарушения личных гражданских прав на неприкосновенность личности или личного имущества и пр.) гражданин имеет право подать об этом заявление в дежурную часть любого органа внутренних дел. Если дежурный будет отсылать в другое отделение под предлогом того, что эта не наша территория, эти его действия будут незаконными. В этом случае надо звонить дежурному по ГУВД г. Москвы по тел. 02 и объяснить ситуацию.
После подачи письменного заявления нужно обязательно потребовать талон-уведомление о приеме заявления, подписанный дежурным или иным уполномоченным лицом.
Этот талон является надлежащим доказательством для предъявления в суде, прокуратуре о подаче Вами заявления в установленном законом порядке.
= Юридический отдел Профсоюза сотрудников милиции г. Москвы =31.01.2008 18:46:55