Н.Кулаев: Причиной гибели детей в Беслане стал выстрел снайпера За общей шумихой вокруг объявления приговора Михаилу Ходорковскому в тени остался ещё один довольно важный судебный процесс. Вчера в Верховном суде Северной Осетии был допрошен Нурпаша Кулаев – единственный оставшийся в живых из террористов, участвовавших в захвате заложников в школы №1 в Беслане.
Из всех показаний террориста наиболее сенсационными выглядят его сведения о причине взрыва в спортзале школы, где и находилась большая часть заложников. Н.Кулаев утверждает, что он произошел от того, что снайпер застрелил боевика, "который стоял на кнопке". Эти данные, которые публикует сегодня газета "Коммерсант", серьёзно расходятся с первоначальной версией следствия.
Издание напоминает, что согласно выводам экспертов, сработали две бомбы, установленные в спортзале. Одна из них, наиболее мощная, была подвешена под потолком. Крепили ее изолентой. От высокой температуры в зале, где находились около тысячи человек, изолента отклеилась. Бомба, упав на пол, взорвалась. Ударом взрывной волны отбросило боевика, который держал одну ногу на педали другого мощного взрывного устройства – при размыкании электроцепи сработала и эта бомба. А затем от детонации взорвались несколько самодельных мин.
Однако, судя по показаниям Нурпаши Кулаева, к трагедии в школе привела именно попытка штурма, а не неосторожность боевиков, как утверждают в Генпрокуратуре. 3 сентября Нурпаша Кулаев пошел к брату, охранявшему спортзал. В этот момент в зале стали взрываться бомбы. "Снайпер снял человека, который стоял на кнопке",– пояснил подсудимый Н.Кулаев.
Кроме того, боевик рассказал, что в случае если бы в школу пришли президенты Северной Осетии и Ингушетии Александр Дзасохов и Мурат Зязиков, то террористы отпустили бы 300 заложников: "Я слышал, как Полковник (главарь боевиков) разговаривал с кем-то по телефону и сказал, что у него есть приказ, если придут Дзасохов или Зязиков, он может отпустить за каждого из них по 150 человек".
В остальном же боевик подтвердил версии следствия. Он рассказал, что в группу террористов он и его брат Ханпаша Кулаев попали "по принуждению". Лагерь боевиков находился где-то в Ингушетии, но его точного местонахождения он не знал. В Осетию поехали 32 боевика, еще 2 остались в Ингушетии. Кто эти люди, подсудимый Н.Кулаев не знал. Не знал он и о том, что группа направляется захватывать школу в Беслане.
Вспоминая, как они ехали в Осетию, Нурпаша Кулаев сообщил, что им
помог милиционер, которого они взяли по дороге. Милиционера посадили в кабину грузовика, и он показывал, куда ехать. Сам боевик сидел в закрытом кузове и дороги не видел. Издание напоминает, что этим милиционером был участковый Султан Гуражев из села Хурикау Моздокского района. На следствии он показал, что был насильно захвачен боевиками и никакой помощи им не оказывал. А когда террористы подъехали к бесланской школе, сбежал от них и тут же отправился в местный РОВД, чтобы позвать на помощь.