Через день, 22 мая 2014 года, продолжил свой путь в Зеленогорск. На этот раз меня сопровождал напарник Володя.
Поодиночке добрались на электричке до Белоострова. Прогноз погоды обещал дождь и сильный ветер. Но при температуре воздуха +15 – +18 с этим можно было смириться.
БелоостровПока я сидел на платформе станции Белоостров, ожидая напарника, вспоминал историю здешних мест.
Железная дорога между Санкт-Петербургом и Выборгом была построена в 1870 году. Тогда же было построено и первое здание вокзала:
Деревянный домишко с модным колоколом на старенькой, низкой платформе да усатый жандарм с красным шнуром вокруг шеи - вот и весь внешний вид станции Белоостров до революции. Железнодорожная «техника» была представлена несколькими ручными стрелочными переводами и семафорами, ограниченным количеством путей. Никакой централизации и в помине не было.(Газета «Сталинец» от 5 декабря 1939 года)
Со временем здание обветшало и, в конце концов сгорело.
В 1934 году построили каменное здание вокзала.
Небольшое, но знаменательное торжество происходило 12 декабря днем на самой границе Советского Союза с Финляндией. Мы очень привыкли к таким торжествам. В нашей огромной социалистической родине ежедневно почти открываются новые предприятия, новые гиганты индустрии или культуры.
На границе с Финляндией 12 декабря открыт новый только что выстроенный вокзал. Строгий, но в то же время и ласкающий глаз архитектурный стиль, спокойный, но в то же время и могущественный, вполне отображающий величие великой страны.
Открытие Белоостровского вокзала, этого нового показателя хозяйственного и культурного роста СССР, сопровождалось очень скромным торжеством. В обычно малолюдный пункт сегодня прибыло около 500 человек гостей. Зам. начальника Октябрьской ж. д. тов. Бадашев, начальник политотдела 7 отделения тов. Савельев, работники управления дорог и политотдела 7-го отделения и другие.
Около часа дня открылся короткий митинг. С небольшим словом, посвященным значению стройки, выступил т. Бадашев. Он призвал работников вокзала к охране чистоты и порядка в новом здании, к бережливому отношению к социалистическому имуществу.
После выступления рядовых рабочих-строителей вокзала было проведено премирование участников строительства. Премировано больше 10 человек.
На митинге выступавшие вспоминали безвременно ушедшего от нас тов. Кирова, вложившего немало труда и заботы в постройку Белоостровского вокзала.
Не пришлось Сергею Мироновичу повидать новое здание, ходом постройки которого он так живо интересовался.
После митинга для присутствующих был устроен банкет, затянувшийся до 4 часов вечера.(Из газеты «Сталинец» от 14. 12. 1934 г.)
В 1941-м году этот вокзал отказался разрушенным.
Современное каменное здание вокзала было построено по типовому проекту в 1950-е годы.
Наконец подъехал и напарник. Мы с беспокойством поглядели на запад – по небу на нас надвигался Армагеддец.
Плюнули на все и тронулись в путь.
Проехав через дачный массив, свернули на старинную булыжную дорогу. Судя по всему, по ней давно уже никто не ездил. Справа, аккурат рядом с дорогой, проходит берег Сестры. Подальше слышался шум Приморского шоссе.
Повернули направо, проехали по пешеходному мостику через Сестру, затем повернули налево… Перебрались через Приморскую ветку железной дороги и покатили вдоль заказника «Сестрорецкое болото».
Сестрорецкое болото — один из редких природных объектов, которое практически не затронуто человеческим воздействием. Оно не подвергалось осушению, поэтому здесь сохранились те типичные болотные комплексы, крайне ценные, дающие представление о местности, на которой строился Санкт-Петербург. Важная составляющая — это наличие мест стоянок птиц в низовьях рек Сестры и Чёрной, на северной части Сестрорецкого Разлива.(Откуда-то)
Начался дождь. Поначалу незаметный, потом уже перестал стесняться одиноких путников. Понажали на педали и въехали на территорию «Сестрорецкого рубежа».
Спрятались в беседку, решив передохнуть и обсушиться.
Чуть поодаль ходили туда-сюда парни в форме времен Великой Отечественной.
Мой зоркий пристрелянный глаз заметил и девушку в гимнастерке и юбке.
Осмотревшись повнимательней, обнаружили под крышей беседки банку тушенки, произведенную, судя по этикетке, в Третьем Рейхе.
Дождик чуть приутих. Вылезли, пофоткали экспонаты.
Снова пошел дождь, и нам пришлось опять слинять под крышу.
Хотели было скоротать дождливое время за распитием пивка, но тут прибыла первая группа детей, которых родители не побоялись выгнать из дома под дождь. Пришлось убраться в более укромное место под деревья. Балуясь пивом, мы наблюдали за тем, как дети, переодевшись в камуфляж и каски, азартно маршировали под дождем, пели строевые песни и охотно подчинялись командам местного сержанта-аниматора.
Вроде, небо просветлело. Собрались и поехали дальше.
Проехали местный пляжный комплекс у озера Разлив. Тучи уходили от нас на восток.
СестрорецкСестрорецк, как туристский объект, весьма и весьма интересен. Не зря ему посвящены целых два номера «Квартального надзирателя»!
Современный ландшафт возник в начале XVIII века, когда полноводную Сестру, делавшую здесь поворот почти на 180 градусов, заперли плотиной. Выше нее разлилось озеро, ниже — возник оружейный завод, а при нем — рабочий поселок(Квартальный надзиратель» № 107)
Все больше народу приезжает в Сестрорецк кататься на велосипедах. Электрички с Финляндского вокзала каждый час, можно ехать через Новую и Старую деревни, можно по Выборгской ветке через Белоостров. Даже для прогулок с детьми здесь есть безопасные маршруты. Например, такой: сначала от платформы Курорт по дорожкам санатория направляемся к берегу залива. В выходные небо в Сестрорецке разноцветное от кайтов, фигурки серферов подпрыгивают на волнах, на песке – волнистые бороздки от ветра, к запаху сосен и моря примешиваются ароматы шиповника и черемухи. Спешившись в дюнах и форсировав вброд рукав Малой Сестры, впадающий в залив (по соседству видны остатки пристани, от которой ходили пароходики в Кронштадт), двигаемся по кромке берега до кафе «Калипсо», поднимаемся по пандусу и катаемся на ухоженной территории пансионата «Дюны». Мимо бревенчатых коттеджей и полей для гольфа доезжаем до моста через Пограничный ручей. Его выкопали в XIX веке, чтобы спускать в залив лишнюю воду из Сестры, прорывавшей во время паводка плотины в Сестрорецке. По ручью проходила граница с Финляндией. На нашей стороне была конечная станция Приморской дороги Дюны, около нее – узорчатая церковь Спаса Нерукотворного, описанная в стихотворении Блока «В дюнах». После 1917 года условная граница стала непроницаемой, укрепрайон стер все дачно-курортные приметы, берега ощерились рядами колючки. Сейчас здесь новые дачи и хозслужбы санаториев, параллельно протоке – ее еще называют Ржавой канавой – идет дорога к Приморскому шоссе. Добравшись до трассы, можно поехать в Солнечное (вдоль нижнего шоссе есть диво дивное – отдельная велосипедная дорожка), а можно направо, в Сестрорецк. При ближайшей возможности сворачивайте в лес, по лесным дорогам и через санаторий «Детские Дюны» выезжайте снова к Курорту и далее, по высокой набережной Сестры, мимо старых дач, в центр города. Можно ехать по трассе прямо в Разлив – спасибо ленинскому шалашу, дорожки вокруг озера заасфальтированы. Есть еще множество маршрутов, проложить которые, мы надеемся, вас подвигнет этот номер «Квартального надзирателя».(«Квартальный надзиратель» № 67)
Так что, мои уважаемые читатели, приобретайте велосипед, дождитесь хорошей погоды и велкам кататься в Сестрорецк!
Но вернусь к своему маршруту.
В Сестрорецке есть магазины, и вокзал (25.5 км от парка), откуда можно уехать, если что. Ориентир: за рекой Сестрой, трек наш поворачивает на Дубковское шоссе, налево, к морю. На вокзал направо. (Илья Гуревич)
Заехав по дороге в магазин, купили, на всякий случай, небольшую емкость с коньяком – дождь только-только прошел, одежда мокрая, а достаточно свежий ветер пока никто не отменял.
Доехали до парка «Дубки», через который и выехали к заливу.
На мысу сделали привал.
Осмотрелись.
Слегка пофотографировались на фоне залива:
И прикинули дальнейший путь.
С моря дул сильный, но, к нашему удивлению, теплый ветер.
Глотнул на дорожку коньяку (Володя-напарник крепкие напитки совсем не пьет) и двинулись дальше покорять красоты Курортного района Петербурга.
От Сестрорецка до Солнечного наша задача проехать берегом моря. Начинается береговая дорожка из парка Дубки, который занимает вдающийся в залив мыс. Красивое место. Далее дорожка идет вдоль моря, и там, где подходит к железнодорожной ветке, превращается в тропу. Вернее, дорога поворачивает под острым углом, а прямо идет нужная нам тропа. На нашем пути встречается пешеходный мост через протоку, территория Сестрорецкого санатория с променадом-набережной, по которой приятно проехать на велосипеде не мешая отдыхающим. Наконец, за Санаторием приходит время езды (точка 276) прямо по береговой полосе, по кромке прибоя.(Илья Гуревич)
Издалека можно было рассмотреть обилие змеев (кайтов) над водой у берега.
Подъехав поближе, обнаружили целый лагерь кайтеров… серферов… кайтсерферов… короче, любителей этого дела.
По дороге я умудрился проколоть заднее колесо и в дальнейшем пришлось его периодически накачивать насосом.
А вокруг была красота!
Вот нафига люди летом стремятся куда-то на юга?
Без сомнения, участок пути от парка «Дубки» вдоль берега – жемчужина всего маршрута.
Ехать по прибою и трудно и приятно. Но главное – очень романтично. Ехать нам порядка 3.5 км. В точке на треке «Камни» мы сворачиваем от берега. На самом деле, лучше проехать еще по берегу моря 250 метров и свернуть там на грунтовую дорожку, ведущую к шоссе. Тогда вы объедете территорию очередного санатория, куда ведет трек, и где стоят недружественные надписи «сквозного прохода нет». Можно ли продолжить движение вдоль моря? Можно, но берег становится более каменистым, ехать по нему будет труднее. (Илья Гуревич)
Вот это - самое ТО!
Вдоль прибоя, конечно, на моем велике не проедешь – он для этого не предназначен, зато пройти по самой кромке воды – это что-то!
Если идти дальше от воды, то вязнешь с сухом песке.
Вот так и шли по самой кромке…
А волны пытались лизнуть наши ноги…
А воздух напоен морем и ароматом дальних стран…
А пляж практически пустынен – будни-с!
А кайтеры-серферы догоняют и обгоняют…
Того и гляди кайт на голову упадет…
В общем, эти 3.5 – 4 километра вдоль кромки прибоя с лихвой окупили все наши походные тяготы и лишения!
Но все хорошее когда-нибудь и где-нибудь заканчивается.
Закончился и путь вдоль прибоя.
Пришлось выбираться на велодорожку.
Вновь выезжаем на велодорожку, ведущую вдоль шоссе, и едем до самого Зеленогорска. Из достопримечательностей дороги отметим две: кое-где дорога выходит к самому морю, и это, конечно, очень красиво. Вторая достопримечательность – современные рестораны и дворцы малопонятного назначения. Едешь по этой дороге, и пытаешься вспомнить, встречалось ли где в Европе, такое? Нет, я не видел. Чтобы дворцы строили оптом, этого я не видел нигде. В точке «Пенаты» находится музей. Можно посетить родину выражения «Родные Пенаты». (Илья Гуревич)
Велодорожка на этом отрезке очень удобная!
Движение транспорта по шоссе было небольшим, выхлопы из-за ветра совсем не чувствовались, а обилие дворцово-санаторно-парадных комплексов создавало впечатление, что находишься где-то на Лазурном берегу.
К сожалению, не оставалось времени внимательно осмотреть Солнечное и Репино, но, может быть, получится когда-нибудь и у кого-нибудь?
(«Квартальный надзиратель» № 66)
(«Квартальный надзиратель» № 124)
А мы ехали себе и ехали вдоль залива….
Сделали последний привал:
Перед самым Зеленогорском остановились полюбоваться интересным фонтанчиком:
Финиш трека в Зеленогорске на вокзале. Длина маршрута 50,5 км, однако, учитывайте, что километр по прибойной полосе, как пять по асфальту.
В Зеленогорске интересны Храм Казанской Божьей матери, Старая Кирха, своеобразная и симпатичная городская скульптура. (Илья Гуревич)
Уф!
Доехали!
Впечатлений – масса!
На Зеленогорск уже не осталось времени, а жаль!
(«Квартальный надзиратель» № 80)
С Зеленогорска благополучно эвакуировались электричкой.
…
До сих пор перед глазами стоит вся та красота, которая встретилась во время поездки… в ушах до сих пор стоит шум пляжного прибоя… и свист проносящихся мимо кайт-серферов… и пение птиц…