ВыборгВыборг встретил меня солнечным утром и чистым небом.
Выйдя из вокзала, я активизировал свой GPS-приемник и включил запись трека.
Сверился с описанием маршрута:
Ранним утром, ни свет, ни заря, мы седлаем своих велоконей и отправляемся в путь. Сегодня нам предстоит проехать большой маршрут, и в обе стороны подкидываться электричками. Поэтому, рекомендую прибыть на Финляндский вокзал как можно раньше и сесть на первую электричку на Выборг. Через два с небольшим часа вы попадете в древний город, основанный аж в 13 веке. Здесь есть что посмотреть. Во-первых, рыцарский замок с башней высотой почти 49 метров. Во-вторых, старый центр города, в котором сохранились весьма интересные дома и живописные мощеные улочки. В-третьих, укрепления на Батарейной горе, парк Монрепо и еще многое другое. Так как путь предстоит далекий, то рекомендую только небольшую обзорную экскурсию по городу и посещение замка. В Выборге я бываю не часто, но достаточно регулярно. Кажется, это единственный в России город, где сохранились остатки средневековой западной архитектуры. Жаль, на комплексную реставрацию исторического центра денег в бюджете не хватает.
Неподалеку от вокзала мне встретился «Памятник неизвестному осьминогу»:
Около гостиницы «Дружба» стоят два драккара викингов. Построены они были специально для съемок совместного советско-норвежского фильма
«И на камнях растут деревья» Для фильма было построено три драккара. Один по сценарию сгорел, два остались.
По набережной объехал залив Салаккалахти.
Вид на Рыночную площадь, образованную в конце XIX века на месте разобранных укреплений Рогатой крепости.
Здание городского рынка, построенное в 1904—1905 годах по проекту архитектора Карла Сегерштадта (1873—1931) на месте башни Лакамунда в стиле национального романтизма. В начале XX века данный рынок считался самым крупным в Скандинавии.
Круглая башня, одна из двух сохранившихся боевых башен средневековой Выборгской крепости. Построена в 1547-1550 годах инженером-фортификатором Ханном (Гансом) Бергеном.
В 1609 году в этой башне был подписан «Выборгский трактат» представителями короля Карла IX и царя Василия Шуйского о военной помощи, которую Швеция обязалась оказать России в войне с поляками (в обмен на крепость Корела).
Доехал до Крепостного моста.
В начале Крепостной улицы обратил внимание на две статуи.
Одна символизирует Морскую Торговлю:
Вторая – Промышленность:
Выборгский замок с башней Олафа (семиэтажная башня-донжон – старейшая часть замка):
Памятник легендарному основателю Выборга, Торгильсу Кнутссону (1908 год, скульптор В.Вальгрен):
Ведя велосипед за узду, я побрел вверх по склону, по Крепостной улице.
На углу Крепостной и Новой Заставы полюбовался граффити:
27 июня 2009 г. в рамках фестиваля одни из лучших уличных художников Петербурга выполнили на фасаде здания великолепную картину площадью более 200 кв.м. Эта работа стала уникальной для Выборга и теперь является одной из достопримечательностей города.
На реставрацию отдельных небольших объектов деньги находятся:
Но, к сожалению, далеко не на все:
У лютеранской кирхи святых Петра и Павла стоит памятник Микаэлю Агриколе, создателю письменного финского языка, литературному и, отчасти, политическому деятелю:
C именем Микаэля Агриколы я еще встречусь на своем маршруте…
Однако же, надо двигаться дальше. Часа полтора любовался Выборгом, преодолев едва ли 4 км из более чем сотни запланированных.
Из центра города выезжаем по улице Крепостной, затем по Гагарина на Приморское шоссе. Проезжаем железнодорожный путепровод, откуда замеряем сегодняшний километраж, затем мост через речку, и мы загородом. Дорожка в этих местах извилистая, с подъемами и спусками. По ее обочинам валяются классические для этих мест каменные валуны.На момент проезда через путепровод мой бортовой самописец зафиксировал пройденный путь в пять километров. Значит, будем делать поправку к километражу, указанному в описании «Покатушки в «Финляндию».
Дорога действительно извилистая, «подъемно-спусковая» и к тому же узкая, двухполосная. Приходится держать ухо востро, чтобы не попасть под колеса.