... должны ли быть ей верны староверы, ...
Староверов и сейчас спросить, по поводу за Веру, Царя и Отечество, - отвечают с прохладцей...
"Двенадцать статей" (1685 г.)– беспримерный по своей жестокости закон. Согласно ему, "упорных раскольников" следовало казнить, сжигая в срубах. Если же они принесут покаяние, то отсылать под строгий надзор в монастыри, откуда не выпускать до самой смерти. Оговоренных в "расколе" пытать на дыбе, а тех, чья вина будет доказана, наказывать кнутом и ссылать. Наказанию подвергались и те, кто только укрывал "еретиков" или знал об их местонахождении, но не донес властям. Их следовало бить батогами и ссылать. Закон предусматривал передачу имущества казненных и сосланных старообрядцев в царскую казну.
"Двенадцать статей" были составлены при непосредственном участии Московского Патриарха Иоакима, что позволило историку Ключевскому утверждать: "Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком на счет правительства царевны Софьи; то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось обыкновенно служить лишь карательным орудием".
Так называемые "Двенадцать статей" царевны Софьи представляли собой адаптированную копию латинских инквизиционных актов.
Открыто критикующих церковные реформы, "производящих в народе соблазн", если не покоряться "жечь в срубе".
Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере "казнить той же смертию"
Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их "казнить смертию"
Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его а затем все-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия»
Покрещеных в древней православной вере "если остануться упорными, казнить смертию".
Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.
Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды.
Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.
При Петре I российское законодательство расширилось законами поражающими гражданские права староверов.
Так петровский «Духовный регламент» (издан в 1721 году под названием "Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет" ) гласил: «По всей России никого от раскольщиков не возводить на власти, не токмо духовныя, но и на гражданския, даже до последняго начала и управления, чтоб не вооружать нам на нас же лютых неприятелей, и Государству и Государю, непрестанно зло мыслящих».
Ввиду таких притеснений староверы уже никак не могли оставаться в Москве. Священники и миряне бежали в глухие места государства Российского или за его границы.