В Европе, например, есть множество льготных схем оплаты проезда:
1. бронирование билета на пригородную электричку за неделю снижает его стоимость на 30%, за более длительный срок - еще больше.
2. групповой билет стоит дешевле билета на одно лицо (на три лица- уже групповой)
3. годовой сезонный стоит вообще ерунду
4. льготы преподавателям (не только школ), студентам, школьникам - круглогодичные, а не только во время учебного года. (У нас, видимо, подразумевается, что с 15 июня студент уже должен приступить к летней подработке, даже до конца сессии доездить по льготному билету не удается. Молчу про то, что стоимость сезонки для студентов такая же, что и для работающих. Для преподавателей с их низкими зарплатами - ниже средней по стране - вообще льгот нет. Поэтому и не платят. Студенты толпами от контролеров бегают. ) Студенту-иностранцу можно сезонный билет заказать даже из страны проживания (если турагент мышей ловит) - стоит очень недорого (наши отправляющие организации иногда не в курсе, ориентируясь на нашу неповоротливую систему).
Короче, нужно создавать более гибкие, взаимовыгодные (для жд и клиента, а не только для жд) системы оплаты. Может, и зайцев поубавится.