Спустя 10 дней после смерти мужа ушла из жизни Людмила КасаткинаНа 87 году жизни в Москве скончалась актриса театра и кино Людмила Касаткина.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, премии Ленинского комсомола, лауреат международных кинофестивалей и конкурсов, заслуженный деятель культуры ПНР, профессор
Личность Людмилы Касаткиной столь уникальна и многогранна, что раскрыть ее — задача весьма непростая. Удивительное умение перевоплощаться, причем в совершенно противоположные характеры, — ценнейшее качество актрисы. В этом лишний раз убеждаешься, вспоминая роли Касаткиной, столь разные по жанру, вызывающие то слезы, то искренний хохот: лихая Женька Шульженко ("Фабричная девчонка" В. Володина), и озорная Нила Снижко ("Барабанщица" А. Салынского), и очаровательная Марфинька ("Обрыв" А. А. Гончарова), и скромная офицерская жена Анечка ("Океан" А. Штейна), и героический, легендарный Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского), и завораживающая Марго Чаннинг ("Шарады Бродвея"), и "Мамаша Кураж" Б. Брехта, и Лейди Торренс ("Орфей спускается в ад"), и "Душечка" А. П. Чехова, и Аня Морозова из телефильма С. Колосова "Вызываем огонь на себя". А трагические "Мать Мария" и "Помни имя свое"? Посмотришь первые работы Касаткиной "Укротительница тигров" и "Укрощение строптивой" и уверишься: она была рождена для комедии. И вдруг перед глазами недавняя ее работа в Театре Российской армии — королева Елизавета Тюдор в спектакле "Ваша сестра и пленница" режиссера А. Бурдонского по пьесе Л. Разумовской. Историческая драма, трагическая роль, глубочайшее раскрытие характера. Женственность и нежность, воля и мужество. Касаткина для многих олицетворяет русский характер, непостижимый и прекрасный, вызывает восторг и глубокое уважение. Именно такими предстают на экране и на сцене ее героини — простые и скромные, самые, казалось бы, обыкновенные и вместе с тем великие в своем патриотизме, человеколюбии. Героини Касаткиной всегда обуреваемы страстью. Кем бы они ни были: рабочими, секретаршами, летчицами, школьницами, партизанками, дворянками, королевами, — они всегда одержимы. Эта касаткинская черта во всех ее образах.
Она начинала как актриса современного репертуара. Поэтически и увлекательно умела играть обыкновенное в своих героинях — в безымянной и бессловесной регулировщице на дорогах войны ("Южный узел"), в военной почтальонше Зое ("Последние рубежи"), в беженке-подростке Вале ("Метелица" В. Пановой) или в дочери военного летчика из дальнего гарнизона, сироте Гале Друниной ("Летчики" Л. Аграновича и С. Листова). Впрочем, в "Метелице" и "Летчиках" у Касаткиной были уже настоящие роли — с драмой, конфликтом, любовью.
Событием в театральной жизни страны и одной из первых вершин в творчестве Людмилы Касаткиной стала ее Катарина в "Укрощении строптивой" У. Шекспира. Здесь, во многом нарушая стереотипы и штампы, актриса угадала душу легко ранимую, сложный и тонкий внутренний мир героини, не стесненный узкими рамками условностей. Она создала натуру гордую, но справедливую, расцветающую рядом с человеком, равным по силе характера, уму и таланту. И не хитроумные выдумки Петруччио (А. А. Попов), не сложная "система укрощения" делают ее покорной, а только большая любовь Катарины, ее вера в благородство, силу, ум возлюбленного.
Вслед за спектаклем на экраны вышел телевизионный фильм "Укрощение строптивой", сценаристом и постановщиком которого стал Сергей Колосов. Признание и успех картины были абсолютными. Катарина Касаткиной, сначала сыгранная на сцене, а потом перенесенная на телеэкран, вызвала восторг публики. Строгое жюри Международного фестиваля телефильмов в Монте-Карло в 1962 году не устояло перед обаянием и темпераментом русской актрисы и присудило ей приз "Золотая нимфа" за лучшую женскую роль.
Прорыв Людмилы Касаткиной в кино начался в 1955 году, когда на экраны вышла "Укротительница тигров" — яркая, жизнерадостная, буффонная комедия с трюками, репризами, клоунадами. Кинодебют Касаткиной оказался ошеломительным. Картина обошла экраны 54 стран мира, а ее героиня Лена Воронцова покорила миллионы зрителей. Все в один голос прочили актрисе блестящую карьеру в кино.
В кино ею сыграно более 25 ролей, и 12 из них создано блестящим семейным дуэтом Касаткина — Колосов. Уникальность этого союза не перестает удивлять не только людей искусства, чья среда не располагает к долгим и прочным связям. Колосов во многом формировал актерский облик Людмилы Касаткиной. Любовь, которую они сумели сохранить, принесла удивительные творческие плоды. При просмотре отрывков из фильмов Сергея Колосова с участием Людмилы Ивановны перед нами встает целый пласт отечественного телевизионного кинематографа.
Среди других киноработ Людмилы Касаткиной отметим такие: "Медовый месяц" (1956), "По ту сторону" (1958), "Месть" (1960), "Хлеб и розы" (1960), "Душечка" (1966), "Гроссмейстер" (1972), "Большая перемена" (1972—1973), "Принцесса цирка" (1982), "Маклер" (1992), "Раскол" (1993).
За полвека Людмила Касаткина сыграла роли в 60 спектаклях своего родного театра. Многие из исполненных ею ролей получили самую высокую оценку, игрались сотни раз, шли в репертуаре по 10—15 лет. И каждой героине Людмила Ивановна отдавала частицу своего сердца, каждый характер лепила из того, что ей подсказывали чувства и талант. И всегда ее труд находил отклик в благодарных сердцах зрителей.
Л. И. Касаткина — народная артистка СССР (1975), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель культуры ПНР (1975). Награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, Дружбы, Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", орденом Святой равноапостольной великой княгини Ольги II степени, орденом "За служение Отечеству" (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия, игумена Радонежского) III степени.