Вот основные политические иллюзии, преследующие начинающих неравнодушных граждан.
1. Иллюзия тотальной массовости. Человек в принципе не способен удерживать в сознании более 7 вещей за раз, - а тем паче, отслеживать, хотя бы поверхностно, жизни более чем сотни знакомых. Те, кто всерьез считает, что "все вокруг" чем-то обеспокоены, на самом деле говорят не более чем о 1/1.400.000 части населения отчизны, попавшей в их зону внимания. Причем эти люди реально загнались по одной вещи из семи, и теперь видят ее повсюду. Это НЕ разумно. Нельзя принимать серьезных решений, основываясь на лайках друзяшек в лентах социальных сетей. Иначе может оказаться, что более широкие слои населения воспользуются плодами "фейсбук-свободы" несколько не так, как мечталось белому воротничку за бизнес-ланчем (см. хоть Бишкек-05, хоть Лондон-11, и Б-же нас храни от недавнего Каира).
2. Иллюзия претензии на справедливость. Да, "все возмущены" - это неправда. "Всем", как обычно, по.... Возмущена нынче вполне определенная страта - городские, образованные, недовольные. В РФ наша (конечно, и я из этих, хоть и не вполне такой же) страта статистически ничтожна, и совершенно неорганизована. Вне зависимости от положения вещей, в относительно "плоском" обществе ХХ века "образованщина" всегда и везде и всем бывает недовольна. Таково ее общественное назначение - катализатора развития. Однако это совершенно не значит, что желания данной страты действительно указывают курс к справедливости. Семиотический народ привык ни за что не нести ответственность - он играет дискурсами и знаками; и горе тем, кто отнесется к этой игре со свинцовой серьезностью руководства к действию. Выдавать мучительный когнитивный диссонанс, возникающий у образованщины при сравнении существующей реальности с идеальной, воображаемой, за "тягу к добру, свету и справедливости" - один из древнейших манипулятивных приемов этой прослойки. "Делайте, как мы сегодня хотим, и к 2000 г. всем станет хорошо и коммунизм". На практике, заявляемый результат недостижим даже для самих интелей, сильнее всех страдающих при любых масштабных потрясениях в обществе.
3. Иллюзия единства целей. Даешь и Долой. "Мы вместе", "Wind of change", "Yes, we can!" и прочее возьмемтесь за руки. No, we can't. THEY can, we only let them. Нет никаких "мы". Вы не встречали "наших бьют" людей до мероприятия, и отнюдь не узнали их, вместе оказавшись на нем. У тех, кто выступал перед собравшимися на Чистых 5 числа, как минимум, не обязательно те же цели и задачи, что и у тех, кто их слушал. Ненависть-ненависть, эскалация националистической проблематики, канализирование недовольства в политически-выгодном направлении - это цели президиума митинга. Цели аудитории на самом деле абсолютно патерналистские - "заметьте нас, большие люди, мы недовольны". Вас заметили, ОК? не надо было даже рвать цепи и ломиться к Кремлю, превращая соцсети в перепись попавших в ОВД айфононосцев. То есть, собравшимся не надо было. Президиуму - очень надо: каждому нужны долгожданные именные дивиденды Лидера Народных Протестов. Из-за президиума пострадала аудитория. Не из-за ПЖиВ, не из-за Колокольцева, Собянина и лично ВеВе Путина. Люди сидят 10-15 суток за эго, прости Г-споди, сраного лузера Яшина. А Немцов, кстати, даже и не сидит.
4. Иллюзия общепринятого инструментария. Зачем вы именно идете именно на митинг? Чему это поможет, и какую задачу решит? В ответ на этот вопрос люди начинают сыпать чужими лозунгами и собственными фантазиями. Простейший анализ показывает, что большая часть реальных запросов либо банальна и решаема без буч, либо не решается в принципе. Но всегда находятся подсказчики, предлагающие ищущим решения гражданам универсальный рецепт: протест! погром! смена курса! Как проход маршем по улицам Москвы помог бы монетизированным пенсионерам в 2006-7 (когда меня судили за организацию этих массовых беспорядков) - было в какой-то мере понятно. Как помогли прорыв оцепления легального митинга и превращение его в нелегальное, факельное по настрою своему шествие установлению конституционной законности и демократических институтов в России? С каких это пор верховенство закона насаждают, демонстративно нарушая его? Просто включите логику. Если вам говорят, что чудо-таблетка помогает ото всего, а на самом деле таблетка 20 лет как ни от чего не помогла, а до того - вызывала у страны болезненные судороги, так, может быть, в данной аптеке имеет место какая-то туфта?
5. Иллюзия несерьезности последствий. "Мы им покажем", "сам погибай, а едроса убивай", "аля-улю, гони гусей", "ибо достали", "потому что так правильно - а сердце плохого не подскажет" - детский сад, вторая группа. Люди принимают решения об участии в политических акциях, способных привести к печальным последствиям для страны и населения в целом, исходя из банальных капризов, дурного настроения, мелких обид. Пусть обижаются, но они - глупые, неразвитые, недостойные звания гражданина люди. Гражданин - это ответственность за себя, семью, страну. Импульсивность - верный признак люмпена, будь он хоть в трех парах очков, и с тремя дипломами: ВГИКа, МГУ и навальной фабрики лозовязания. Ответственный политик имеет программу, ответственный гражданин - систему ценностей. Ими он поверяет свои действия. Какова программа текущих протестов? Я видел уже 5 вариантов, включая нечеловечески нелепые. Ни в одном из них не поминается, однако, что митинг рассчитан на 300 чел., а прийти на него собираются от 5 до 20 тыс. Очень наглядно демонстрирует, насколько все продумано и серьезно.
6. Иллюзия личной независимости. Люди приходят на митинг с некими своими установками, сильно отличающимися от установок, декларируемых организаторами либо заранее, в агитации, либо постфактум, с трибуны. Неважно, зачем вы пришли на митинг 5-го - за материалом для сценария или за ощущением единения с простыми хорошими честными людьми. Для полит-мерчендайзеров из несистемной оппозиции - вы пришли поддержать их лично. Для истерических СМИ - вы пришли свергать кровавого Путина. Для либеральных соколов Запада - вы пришли выбрать свободный путь поступательного развития по Ливийскому сценарию. И вообще, вот же вы, бросаете бутылки с зажигательной смесью меж знаменитых пальмовых бульваров Москвы, и в отчаянии вызываете на себя огонь фридом либерейторов, "йя сюда пришьла погибайт за свьобьоду", по Пелевину с Солженициным пополам:
Узнали себя-то?
7. Иллюзия постмодернистского конца истории. В конечном счете, все акторы происходящего (кроме особо циничных, остающихся в тени) уверены, что Б-г умер, а История закончилась. Юнг Ницшиевич Фукуяма. С момента последнего крушения России прошло два десятилетия, и подросло первое поколение, не знающее на шкуре, что это такое - Родина в беде. Никто больше не верит в развалы, бойни и распады, - а очень зря. Тот, кто думает, что все плохое уже позади, "хуже не будет", а также "не существует запроса на перемену строя", попросту не понимает, насколько сложна, страшна и истерзанна сегодняшняя Россия. Никто даже не хочет всерьез обсуждать последствия любого масштаба насильственных явлений в центре многократно выросшего и усложнившегося за 18 лет мегаполиса. А ведь для резкой, как запах нашатыря, прочистки мозгов от розового тумана достаточно пересмотреть несекретные, общедоступные, выхолощенные, и все же такие неприятные глазу кадры народных волнений из той же "Намедни-92". А коли не хватит, для закрепления, из "Намедни-93".
ИТОГО. Сейчас те, кто в свое время неплохо погрелся на пожарище, приключившемся после прекраснодушной Перестройки, (а также те, кто тогда не успел к столу), вновь хотят Все Изменить - Любой Ценой! Чем будут оплачены желанные перемены в коллатеральном выражении - им все равно. Например, этой ценой можете быть лично вы.
Обратите внимание - с трибун не больно-то говорят о том, что именно собравшиеся хотят изменить, какими средствами, в какой последовательности, и что из этого проистечет. Целеполагание - это не для массовки. На стихийных митингах ничего никому не объясняют, и никто с собравшимися не советуется. Их просто накачивают лозунгами (довольно глупыми), а потом предлагают подразнить ОМОН. Чего такого демократического в этих активностях - думайте, думайте, думайте.
Есть в происходящем, понятно, и хорошее. Те, кто достаточно умен, чтобы требовать позитивной программы - наконец, могут начать объединяться. Им придется учиться политике, чтобы не сказать ОГП, и приобретать необходимые компетенции. Может быть, в результате у нас появятся и гражданское общество, и прослойка низовых политиков, и потенциал для полного преображения страны и мира.
А на митинг... Говорят, каждый честный человек должен пойти на этот митинг, и привести друга. Это говорят люди либо неумные, любо недобрые. На этот митинг каждый ответственный человек должен не пустить друга. По возможности, донеся до него, почему именно. Но можно и просто позвать его лучше выпить.
Отсюда