Власти огородили район Китай-города в центре Москвы
Оксана Вождаева, Олег Болдырев
Би-би-си, Москва
Администрация президента Медведева обнесла забором Старую площадь на Китай-городе - второй по древности после Кремля район Москвы. Общественные активисты опасаются, что участок превратится в "режимный объект" и доступ к историческим памятникам будет закрыт.
Представители власти по-разному объясняют, для чего в этом месте нужен забор. С самого начала Управление делами президента сообщило, что установка ограждения связана с требованиями обеспечения безопасности в связи с тем, что на Старую площадь из-за ремонта одного из корпусов в Кремле переехали сотрудники администрации президента.
Однако позже Федеральная служба охраны опровергла эту версию, заявив, что власти просто восстанавливают бывшую здесь когда-то китайгородскую стену.
И те, и другие, впрочем, уверяют, что и туристы, и жители Москвы смогут свободно заходить за забор.
"Великий китайский забор"
Забор строится вокруг зданий администрации президента, выходящих на Варварку и Старую площадь. Никитников и Ипатьевский переулок оказываются полностью отрезанными от города.
Сейчас по периметру ограждения – временный строительный забор, за которым видны опоры будущей металлической ограды. Эти опоры, по словам активистов "Архнадзора", вбивались прямо в фундамент древней стены Китай-города, которая стояла в этом месте до 30-х годов прошлого века.
Церковь Троицы в Никитниках
"Мигалки" сотрудников администрации президента переместились из Кремля к церкви Троицы в Никитниках
Активисты "Архнадзора" окрестили ограду "великим китайским забором". Общественников, по их словам, возмущает даже не повреждение археологического памятника – фундамента древнего сооружения, а возможность доступа к нескольким выдающимся памятникам архитектуры, которые расположены внутри периметра.
Там, например, оказались бывшая гостиница "Боярский двор", возведенная Федором Шехтелем, палаты знаменитого иконописца Симона Ушакова и церковь Троицы в Никитниках – шедевр древнерусского искусства, построенный в 30-х годах XVII века, первый по времени и по художественному достоинству памятник русского узорочья – "большого стиля" XVII века.
Огороженный квартал, опасаются "градозащитники", станет "режимным" объектом в центре города.
"Изначально шла речь о том, что прихожане церкви Троицы в Никитниках получат пропуска, был разговор о том, что экскурсанты будут допускаться по предварительной записи, - пояснила активист "Архнадзора" Наталья Самовер. - Это отсекает большинство туристов и всех, кто хотел бы просто прийти и посмотреть, и показать своим детям эту территорию".
Ранее на этой неделе движение "Архнадзор" опубликовало обращение к президенту с просьбой отменить решение о закрытии доступа к исторической части столицы.
"Возникновение "Запретного города" посреди европейской столицы в XXI веке – событие невиданное. В России ничего подобного не происходило с тех пор, как в 1955 году Никита Хрущев принял решение открыть свободный доступ в Кремль", - говорится в заявлении "Архнадзора", опубликованном на сайте организации.
"Элемент технического контроля"
На возмущение общественников отреагировали власти, однако кремлевские службы разошлись в объяснениях по поводу возникновения забора.
"Добавляется небольшой элемент технического контроля. Не думаю, что кого-то из сегодняшних горожан это смутит"
Сергей Девятов, представитель ФСО
Пресс-секретарь Управделами Виктор Хреков заявил, что ограждения необходимы из соображений безопасности в связи с переездом на Старую площадь руководства администрации президента.
Он уточнил, что, в связи с этим ограничивается въезд в Ипатьевский переулок, вход с Ильинки, Варварки и Рыбного переулка на Никольский переулок. Хреков сообщил, что сотрудники администрации президента практически полностью освободили 14-й корпус Кремля, где уже начался капитальный ремонт, который может продлиться 2-3 года.
Федеральная служба охраны (ФСО) версию Управделами опровергла, заявив, что новая ограда никак не связана с переездом сотрудников администрации президента, а является следствием решения о восстановлении китайгородской стены.
По словам представителя ФСО Сергея Девятова, комментарии которого распространил Интерфакс, решение об этом было принято еще несколько лет назад.
"Примерно такой же забор, датированный 1849 годом, можно сегодня увидеть на территории Кремля между Оружейной палатой и Большим Кремлевским дворцом", - заметил представитель ФСО.
Девятов подчеркнул, что ограда "будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене и сохранит стилистику того времени, когда этот комплекс - комплекс зданий Старой площади - возводился, то есть - в конце XIX - начале ХХ века".
Впрочем, оба ведомства настаивают на том, что доступ к историческим части города будет свободным.
"Никакой новой усиленной режимной зоны не создается, - подчеркнул Девятов. - Добавляется небольшой элемент технического контроля. Не думаю, что кого-то из сегодняшних горожан это смутит".
Элемент технического контроля – это рамки металлоискателей, которые будут поставлены рядом с оградой со стороны Варварки и Ильинки.
Калитка закроется?
"Везде, где есть ограда и калитка, всегда существует возможность того, что эта калитка однажды закроется, поэтому это нас, конечно, очень беспокоит", - комментирует ситуацию координатор "Архнадзора" Наталья Самовер.
Общественникам, по ее словам, уже известны случаи, когда обещания власти в подобных ситуациях не выполнялись. Самовер привела пример Большого Знаменского переулка, который огородило министерство обороны. По словам активиста-"градозащитника", сначала военные обещали, что вход в переулок будет свободным, а потом закрыли его для проезда.
Не ясен активистам "Архнадзора" и режим доступа людей внутрь периметра забора на Старой площади. В частности, можно ли будет гулять в исторической зоне после 17 часов, в конце рабочего дня - когда заканчивают работу и сотрудники администрации президента, и в выходные.
"Все граждане России имеют конституционное право на доступ к объектам культурного наследия. Здесь возникает режим, который может наложить серьезные ограничения на доступность этих объектов, – сетует Самовер. - Может получиться так, что те самые школьники, те самые туристы либо вообще лишатся доступа к объектам, либо будут поставлены в такие условия, что им будет очень трудно это свое право реализовать".