Ё) «Это ведь произведение искусства»
Категория, описываемая такими словами, в принципе родственна сувенирке. И несмотря на самые высокие цены, самая честная категория с точки зрения ценообразования. А как можно определить в денежном эквиваленте красоту и мастерство? Однако под маркой «произведения искусства очень часто пихают хохлому (так обычно называют ни к селу, ни к городу украшенные ножи) и китч. Хотя это, конечно, вопрос вкуса потребителя. Но самая большая наглость — под подобной маркой продавать «кастомизированный кастом». Т. е. берется кастом достаточно известного мастера и при помощи ювелирки превращается в матрешку.
Вся эта «художественная красота» на самом деле может быть разделена на несколько категорий в соответствии с целевой аудиторией. Настоящие произведения ориентированы на коллекционеров и происходят в основном из мастерских именитых ножевщиков. Это серьезные вещи для разбирающихся людей за адекватные деньги. А вот массовая безвкусная хохлома часто является поводом для увеличения цены — совершенно безосновательным.
Ж) «Да его снимали в фильме (нужный фильм указать)»
Воистину, «важнейшим из всех искусств для нас является кино». Правильно говаривал старик Крупский. Интересно, многие ли слышали о Джимми Лайле и Джиле Хиббене до опусов о Рембо? А кто знал о замечательной фирме TOPS до «Загнанного»? Вот и рвутся производители наснимать ножиков крупным планом, и поболее. Конечно, это не является маркетинговым ходом. Но рекламой точно. Любой жутко нефункциональный ужас, снятый крупным планом в руках главного героя, гарантирует его продажу. Кстати, действует безотказно. Например, Вашему покорному слуге попался Buck Special, снимавшийся во всех трех «Криках», — и был куплен без задней мысли. Несмотря на то, что автор всю жизнь являлся противником стали 420НС.
На самом деле, product placement становится в кино все более распространенным маркетинговым приемом. В ход идет все — от швейцарских часов до суперкаров, и за появление всего этого на экранах производители отваливают продюсерам фильмов суммы со многими нулями. Ножи в кино занимают довольно скромную, но все же заметную нишу, стимулируя спрос на странные и нелепые модели. Стиль некоторых из них получили даже собственные имена: никому уже давно не надо объяснять, что такое нож в стиле Рембо или Крокодила Данди.
З) «Да точно таким же пользовался (нужную известную личность указать)»
Здесь все просто. Нужно определить целевую группу потребителей данного продукта и указать, кто им пользовался. Естественно, что для охотника это будет Эрнест Хемингуэй, для тинэйджера Стивен Сигал, а для маргинала Чарльз Менсон. Частично это перекликается с изготовлением реплик, но об этом позже.
Эта история — одна из самых старых. Ее можно проследить со времен легендарного американского дядьки по фамилии (или прозвищу?) Боуи.
И) «Да это же самая передовая конструкция, чудо точного машиностроения»
И тут в ход идет шкала Роквелла, порошковые стали, экзотические материалы, находящие применение в авиационной промышленности, аэрокосмической отрасли и прочих областях точного машиностроения (вспоминаем о «секретной ракетной стали», «ноже из лопатки турбины атомного реактора» и т. д.). Усложняются до безобразия конструкции замков и шарниров. Отлично, если примерно разложить, предположим, цену среднего складника на цену материала и вычесть обработку, то ракета из титана Т6 будет стоить так, словно она сделана из редкоземельных элементов. А штампы из D2 обойдутся по цене цветмета. Во-вторых, а нужен ли для ножа 10-кратный запас прочности? Часто ли кто-нибудь виснет или подтягивается на складне? Или ворочает стропила крыши фиксед блейдом? И зачем прецизионная, черезчур усложненная механика на складных ножах (AXIS lock Benchmade, OTF Microtech, Robo Assisted Opening Kershaw)? Ведь основное правило системного анализа гласит: «Чем меньше элементов содержит система (читай — чем проще), тем меньше вероятность ее выхода из строя». А ведь системный анализ это альфа и омега техники.
Этот маркетинговый крючок входит в обязательный набор при запуске на рынок любой дорогой модели, из-за чего в настоящее время работает уже плоховато. Чтобы действительно зацепить потенциального покупателя, требуется действительно экзотический материал, а титаном и D2 уже давно никого не удивишь. Беда только в том, что сталей, действительно пригодных для изготовления клинков, в мире существует не так уж много, а экзотика типа талонита может удивить ценой, но никак не режущими свойствами.
В этих условиях настоящим кладом для производителей стали замки и системы ускоренного выброса. Усложнять их можно сколько угодно, доведя хоть до уровня швейцарских часов. К сожалению, попадение грязи в механизм часов гарантирует их неработоспособность.
В связи с этим еще раз вспомним родной автомат Калашникова: его надежность в условиях загрязнения обеспечивается примитивностью конструкции и… чудовищными зазорами между движущимися частями!
К) «Это инструмент высшего качества, который будет с тобой всю жизнь»
И после этого, как правило, оглашается цена со многими нулями. Да, я согласен, хороший инструмент не может быть дешевым. Но человек, купивший дорогой нож, будет на него молиться, а не использовать как рабочий инструмент. Или, по меньшей мере, будет использовать очень осторожно, что продлит срок службы изделия. А еще для экстремальных работ в пару купит дешевого шведа, китайца, аргентинца. Да и мало того, нож можно элементарно потерять. Человек устроен так, что на всю жизнь ему ничего не надо. В смысле, предметов потребления. Как бы хорош нож ни был, он рано или поздно надоест, и его захочется поменять. Тут мы подходим к следующему пункту.
Все правильно, добавим только, что вместе с дорогим ножом покупатель приобретает хороший кусок престижа владения такой вещью, а это для многих поважнее режущих свойств ножа.
Л) «Новый модельный ряд… Еще лучше и еще круче»
Человек, хотящий поменять нож, сталкивается с этой фразой… А что делать… Мода… Она существует в любой области, где товар обладает большим сроком службы. И именно она подстегивает потребителя к более частому обновлению и апгрэйду товара. Отсюда, собственно говоря, многие нефункциональные формы, модные дизайнеры, применение экзотических материалов, решений и т. д. Есть стиль, есть качество и функциональность. Очень часто последние две величины приносятся в жертву первой. А стиль служит, в свою очередь, прибыли. Самым гипертрофированным проявлением этого является так называемый «Гаджет настоящего джентэлмэна», то есть нож, цена которого во много раз превосходит его себестоимость (например, такие штуки, как Jensen knives), это такой же аксессуар, как и часы «Bretling», зажигалка «Ronson» и бумажник «Petek».
К сожалению, выражение «в движении — жизнь» относится не только к спорту, но и к маркетингу. Фирма обязана выдавать новинки, даже если это ничем не оправданные с функциональной точки зрения уродцы. Появление каждой новой модели генерирует новости, без которых о фирме забывают, движение прекращается, жизнь фирмы — тоже.
M) «Каждый джигЫт должен иметь при себе кинДжал»
А каждый дилер по собственному журналу, в котором будет вбиваться эта мысль из номера в номер. На крайний случай, свой интернет-ресурс. То, что в действительности это будет рекламный листок данного дилера — Бог с ним. Только вот вопрос, насколько на данный момент необходимо человеку, проживающему в городе, таскать с собой нож? На кухне есть кухонник, в офисе точилка и канцелярский, ножницы, в конце концов. Самооборону мы тут уже выяснили. Вот и получается, что в большинстве своем нож — это гаджет. Исключение составляет только сельское население и несколько групп, которым нож действительно нужен (охотники, туристы, спасатели, военные).
По этому вопросу есть разные мнения. Многолетний успех изделий Victorinox, представляющих собой в основном маленькие универсальные ножи, говорит о востребованности этого типа ножей именно горожанами — а их на Земле абсолютное большинство.
Н) «Контрабандный товар, только что с таможни (с)»
Это чисто русская национальная особенность ножевого бизнеса. Некоторые дилеры пропихивают для «изучения спроса» пилотные партии. Связано с тем, что есть в стране нашей некоторые проблемы с сертификацией. И эти пилотные партии почему то оседают у нашего брата ножевого маньяка в карманах втридорога. И мы покупаем, потому как магическое «у меня есть для вас нечто особенное» заставляет выкладывать небольшую кучку денег за то, что лежит под прилавком.
Мы всегда готовы купить себе кусочек престижа — в данном случае престижа владения ножом, которого больше ни у кого нет.
О) «Мы улучшили старую модель»
…так кричат очень многие производители, внося модификации и изменения в популярные модели. Все, мол, для народа. А многие ли присматриваются к этим изменениям? Если присмотреться, то в большинстве изменения принесены в дар технологии. Удешевлению производства. Вместо АУС8 ставят АУС4 (СRKT), меняют титан рукояти на микарту и тому подобное. Но цена при этом остается прежней, если не увеличивается.
Справедливости ради надо отметить, что сталь клинка порой улучшается — для производителя это практически ничего не стоит. А вот конструкция упрощается почти всегда — если в первой версии нож был собран на винтах, то к третьей он почти наверняка станет неразборным, на заклепках.
П) «Реплика»
О репликах сказано много выше.
Реплики сувенирные. Да, эти интереса не представляют. Дешево, красиво. Хохлома на ковер. С сувениркой перекликаются.
Точные исторические копии. Тут интересней. Чем тщательней залегендирован и покрыт фольклором объект копирования, тем выше его цена. Поэтому получается некий парадокс. Сделанный ногами кортик СС будет стоить гораздо дороже сделанного аккуратно НР40.
В большинстве случаев о репликах уместнее говорить как о сувенирах или массо-габаритных макетах, а не о реальных ножах, так что цена на них формируется вообще без учета практического использования.
Р) «Все в одном»
Не секрет, что каждый инструмент по отдельности будет выполнять свои функции лучше, чем нечто универсальное. Нет, я не хочу набрасываться на мультитулы и викториноксы. Это действительно хорошие вещи, которые справляются со своей задачей при своих граничных условиях. Если нет возможности таскать с собой инструментальный ящик, то они вполне помогут. Единственный их недостаток — стоят они больше, чем тот же набор инструментов, выполняющих те же функции по отдельности. Однако, одновременно лопата-недотопор и перемачете за немеряную кучу денег не будет выполнять эти функции в полной мере. А весить будет больше, чем все по-отдельности, занимать больше места и доставлять кучу геморроя при работе. Так и получаются мертворожденные ножи (хотя таковыми их назвать трудно) с пилами, которые ничего не пилят, гаечными ключами, которые ничего не откручивают и т. д.
Вот, вкратце, наверное и все.
В объединении инструментов главное, о чем необходимо помнить — это чувство меры. Успех мультитулов определило то, что наличие дополнительных инструментов не портит основной — пассатижи, — а лишь дополняет его, расширяя возможности. С ножами этот номер не проходит — попытка навесить дополнительные функции (пила, открывалка) на нож всегда ухудшает его эксплуатационные характеристики, а конструкции со многими лезвиями/инструментами по определению страдают слабостью и низкой надежностью. Так что кладите нож в правый карман, а мультитул — в левый:)
(с)