(с) aridmoorsсэцудэн
В Японии сэцудэн. Ты будешь смеяться, а я не знаю, как это произошло; но в Японии сэцудэн. Несмотря на Фукусиму. Несмотря на все смешные действия правительства по "ликвидации".
Сначала сэцудэн подкрался медленно, незаметно, и на волне боязни радиации был пропущен мимо ушей. Все смотрели в другую сторону. "Сэцудэн" - сказала ТЕРСО. "Сэцудэн" - сказал премьер. И стал сэцудэн.
Сэцудэн означает отсутствие света. Урезание потребления электрической энергии. Сначала сэцудэн был объявлен в Токио как мера помощи не справляющейся с поставками энергии ТЕРСО. Но уже через несколько недель действие развернулось вширь: правительство с экранов телевизоров объявило о "прохладном бизнесе" - оно предложило не включать кондиционеры в офисах, или выставлять их на 29 градусов, а сотрудникам носить рубашки с короткими рукавами. Магазины одежды спешно выбросили партии короткорукавных рубашек, чтобы все могли ими затариться. Количество выбросов СО2 в Китае при производстве этих рубашек, транспортировке их самолетами в Японию и расходах по продаже скромно остались за кулисами действа. И - вот удивительно! - японцы повели себя точь-в-точь как русские: Путин сказал "модернизация" - руководители компаний подхватили и спутили ниже, и оно расползлось по всей стране.
Сэцудэн прокрался во все уголки и закоулки. Кондиционеры стали отключать в супермаркетах, круглосуточных магазинах и торговых центрах. Кондиционеры стали отключать в поездах и метро. Некоторые - особо старательные сотрудники, из тех, у кого над столом висит портрет царя-батюшки - решили этим не ограничиться и пойти еще дальше: отключить свет. В офисах стали убавлять уровень освещенности. В офисах люди в новеньких, по последней моде рубашках, щурясь и потея, перекладывают бумажки с места на место. Да здравствует экологическая кампания!
Но не это самое интересное. Самое интересное то, что желание экономить электроэнергию передалось всем - до самого низа пирамиды. Рядовые граждане, насмотревшись своих плоских спутниковых телевизоров, только что купленных за бешеные деньги - правительство недавно провело кампанию по обязательной для всех замене старых телевизоров на новые, решили начать экономить. Люди не включают кондиционеры у себя дома. Богатые домохозяйки, целый день сидящие в пустом двухэтажном особняке в центре большого города - сама наблюдала! - потеют в своих великолепных креслах и оставляют после себя мокрые пятна на своих великолепных стульях. Единственное для них время отдыха - это когда они на машине едут в ближайший торговый центр, находящийся в пяти минутах ходьбы от дома: в машине можно позволить себе включить кондицинер и немного отдохнуть. В торговых центрах потные леди в полумраке убавленного света копаются в ворохах самой модной, самой новой одежды из Китая: нужно выглядеть модной, пришел очередной сезон - приходящий каждые три недели - смены гардероба на новые модели! Две блузки стоят примерно столько же, сколько будет стоить электричество в этом месяце, если использовать кондиционер; но леди не умеют считать - ведь в стране облегченное образование, проявление правительственной заботы о детях с их школьными перегузками.
В этом месте впору подумать, что я пишу какую-то Оруэлловскую антиутопию. Увы. Все это существует в самом что ни есть материальном мире. Вчера мой ученик, менеджер одного из отделений довольно знаменитого банка, пожаловался мне на жару - в офисе у них очень уж жарко. Я спросила его, отчего это так. Он сказал, что их банк проводит сэцудэн-кампанию, и кондицинеры в офисе установлены на 29 градусов, что при уличной жаре - 45-50 градусах на солнце - не очень-то помогает. Я спросила, кто устанавливает нормы на кондицинер. Он без задней мысли ответил: я. И тут же, осознав смысл вопроса, поспешно объяснил: понимаешь, к нам приходят клиенты, и если у нас в банке будет слишком прохладно, они подумают, что мы не проводим сэцудэн, и это плохо скажется на репутации компании!
"А с чего ты взял, что клиенты хотят, чтобы банк проводил сэцудэн?"
"Ну потому что все думают, что банк поддерживает правительство."
"И что?"
"Ну понимаешь, все думают, что правительство поддерживает банки финансово. На самом деле это не так, но все это думают. И поэтому если мы не будем проводить сэцудэн, на нас будут косо смотреть."
"А какая связь между деньгами клиента, электрической компанией, банком и репутацией?"
"Мм... ладно, забудь про деньги. Просто понимаешь, все же проводят сэцудэн. Мы же не можем вот так, взять и от всех отличаться. Наш головной офис проводит сэцудэн."
"Но разве от этого не понижается работособность, разве сотрудники не портят здоровье, разве клиенты не чувствуют себя плохо в твоем банке из-за сэцудэна?"
"Понимаешь, японский народ верит, что сэцудэн - это очень правильно. Такова наша культура."
"Даже если это не имеет смысла, даже если Токио-Электрик не имеет к этому региону никакого отношения?"
"Да, даже если это не имеет смысла."
Я подождала немного и спросила: ты знаешь, сколько стоит электричество в твоем офисе, ты хоть раз видел бумаги, ну хоть примерно?
Он смутился и ответил - нет.
Выключайте свои кондицинеры, убавляйте свое освещение, нужно экономить, нужно помочь компаниям тратить поменьше денег на нас с вами - этим мы спасем природу и экономику, сделаем так, чтобы всем было хорошо. Не пользуйтесь электричеством - это вредно. Слушайте умного царя! Глядишь, придет время, когда он объявит полезным воздержание от сна и от еды, и тогда-то уж мы заживем на славу.