Роль Японии в мировой экономике выясняется постепенно. Конечно, все и раньше догадывались, что вокруг много всего японского, но что именно, и в каких количествах, становится ясно лишь теперь, когда из-за разрухи заводы встали и вся продукция «Made in Japan» к заказчику не попала.
Сильнее всего досталось американским и европейским автопроизводителям. Дело в том, что даже вполне маститые компании не отказывали себе в удовольствии устанавливать на свои машины японские автоматические коробки передач и вариаторы. Серьезных фирм-изготовителей в этом бизнесе немного: немецкая ZF, американские Allison и BorgWarner, и два японца - JATCO (Japanese Automatic Transmission Company) и Aisin. Клиенты JATCO – Nissan, Mazda, Subaru, Isuzu, Suzuki, BMW, VW, Renault-Samsung Motors, Ford Europe и Land Rover. У Aisin часть клиентов из этого же списка: Nissan, BMW, Renault, Ford, Mazda, Isuzu Suzuki, но есть и свои собственные: Toyota, Volvo, SAAB, Yamaha, Chrysler, Mitsubishi, VW, Audi, Daihatsu, Hino, General Motors, Daimler, Daewoo, Honda, Kia.
Конечно, есть отчаянные смельчаки, в эпоху глобализации и неизбежного космополитизма самостоятельно изобретающие и производящие собственные «автоматы». Но таких мало, и все их усилия сводятся к большим проблемам и тихим отзывным кампаниям. А весь прочий мир использует «японцев» с «немцами». И вот заводы вздрогнули от землетрясения и смылись цунами, и сразу над миром разнесся стон невезучего концерна Volvo, у которого японских коробок осталось меньше чем на три недели работы. Впрочем, Volvo не такой заметный игрок в мире, чтоб его проблемы кого-то особо волновали. В отличие от следующего неудачника, которым оказался Chrysler, тоже шумно огорчившийся из-за небольшого запаса японских «автоматов». Вслед за ними, стараясь не пугать клиентуру, и остальные бросились по миру в поисках адекватной замены. В связи с чем у немецкой компании ZF поднялось настроение и обозначились внезапные перспективы, а Allison с BorgWarner лишь облизнулись.
Приладить к другой коробке целый автомобиль очень сложно. Можно уговорить автомат работать с новой прошивкой, но состыковать его с незнакомым двигателем – это работа на год. Следовательно, даже за очень большие деньги продукция ZF ситуацию не исправит.
А вот с «механикой» проще, эти коробки производители иногда клепают сами. Нарезают шестерни, отливают корпуса, вытачивают валы, разбрасывая вокруг мелкими брызгами заказы подрядчикам на прокладки, сальники, подшипники и синхронизаторы. Почти каждая европейская машина имеет модификацию с механической коробкой. Поэтому сегодня вырисовывается увлекательная перспектива массового возврата к канонической ручной коробке, вместо вальяжного автомата.
Французы, например, к этому отнесутся спокойно. Они всей страной готовы удавиться за каждый грамм перерасходованного топлива, поэтому там до сих пор не любят «автоматы». К тому же, почти у всей Большой французской тройки «автоматы» либо свои собственные, либо ZF. За исключением концерна Renault, который привык к японскому подспорью. С немцами не все так однозначно, поскольку многие используют исключительно японскую продукцию. Остальные как-нибудь справятся по-тихому.
А вот американцам будет тяжко. Резвость мелкого грызуна ФИАТа хороша, когда есть что делить, и поставлена задача вцепиться зубками в хвост паникующего Крайслеровского слона. Совсем другое дело, когда надо работать, причем быстро и умно, добывая исчезнувшие в морской пучине автоматические коробки передач. Изобрести свое и, к тому же, пригодное для использования – проблема. Уж если FIAT не смог за три года подобрать мотор для своей погибающей модели Linea (хотя на кону стояло полумиллионное производство в России), то на имитацию помощи Крайслеру у него и вовсе уйдут десятилетия.