"Если вам говорят, что вы многогранная личность - не обольщайтесь. Может, они имеют в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно ..." (шютка юмора)
Есть такая древняя притча о рассеянном человеке. Когда он вставал по утрам, ему было так трудно найти свою одежду, что по вечерам - при мысли об утренних волнениях - он сомневался, стоит ли ему ложиться спать. Однажды вечером он сделал над собой усилие, взял бумагу и карандаш и, раздеваясь, записал все в точности, куда он что положил. На следующее утро, очень довольный собой, он взял свою записку и начал читать: "Шапка" - вот она, и надел ее на голову; "Брюки" - вот они лежат, и он влез в них; и так все подряд, пока полностью не оделся. "Да, но где же теперь я сам?" - воскликнул он в сильнейшем испуге. Он искал и искал, но тщетно - он так и не смог найти самого себя...
вот Селена говорит: "Я такая многогранная..."
Ну,понятно, "я - женщина, я - преподаватель, я - дочь, я - подруга, я - "змея подколодная", разлучница, я - нежная, я - любимая, я - жесткая, я - сильная, я - слабая, я...".Так кто же я? Какая же я? Дочь или мать? Добрая или злая? И где же, в конце концов, я - настоящая?
Как же найти свое подлинное "Я" в этой полифонии, за множеством социальных, межличностных ролей, многообразием поступков и желаний? Как объяснить себе свою слабую волю ("Я хочу добиться этого, но что-то во мне сопротивляется"), самообман ("А, собственно, кто здесь кого обманывает?"), самообвинение ("Я, конечно, стерва, но ведь это я - любимая и самая лучшая").
"Личность - это целый конгресс, собравший вместе ораторов, закулисных магнатов, детей, демагогов, знатных персон и мошенников - здесь соседствуют Цезарь и Христос, Макиавелли и Иуда". (Генри Маррея)
Итак, задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом "А кто же я такой?"...
Христианская религия рассматривает человека не просто как биологическую единицу, а как сложную трёхуровневую систему: душа-разум-тело. Разделы современной психологии рассматривают личность человека как набор масок (ролей), которые, при различных обсоятельствах, он носит (играет) в своей жизни: "добрый папа", "злой начальник", "крутой бизнесмен", "хохмач" и т.д. ("Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только масок" (Франсуа де Ларошфуко). При этом ни одна живая божья тварь не хочет выглядеть во всепожирающих глазах своих собратьев "желтой бесчувственной жабой" или "корыстным земляным червем"! Ирония судьбы в том, что за очаровательной внешностью другого можно увидеть притаившуюся крошечную черную душечку и трепыхающееся ледяное сердечко.
Логично воспринимать человека, как сложный объект, состоящий из наложенных друг на друга и тесно переплетённых между собой компонент (физических, духовных, этических и т.д.), которые и порождают то многообразие человеческих личностей, которые мы имеем возможность наблюдать. В качестве аналогии можно привести известный опыт, которые многие помнят из школьного курса физики - разложение солнечного света в спектр, только в нашем случае происходит обратный процесс: объединение объектов различной природы порождает некое n-мерное существо, называемое человеком.Естественно, что чем больше "размерность", тем человек сложнее, интереснее и совершенней. Так, например, обладание культурно-эстетической составляющей позволяет человеку различать в полосе звуковых колебаний наборы именуемые музыкой, а в двухмерных областях, имеющих различные светопоглощающие характеристики, - шедевры живописи. Наличие дополнительных человеко-составляющих дают их обладателю возможность самому создавать произведения искусств, выдвигать научные идеи и т.д. и т.п.
Всё так и есть, скажете вы, есть-то оно есть, но может быть кто-нибудь ответит неразумному на следующие вопросы:
- многогранность и многоличность - одно и то же либо нет?
- стремление граней к бесконечности (приводящее к "сферичности") - это совершенство или
нарциссизм и эгоцентричность?
- многогранность и целостность, взаимодополнение или нет?
- есть ли доминирующие грани, устойчивы ли они или лабильны, есть ли какие либо компенсаторные или защитные механизмы?
- многогранность - врождённая или приобретённая характеристика?
........
Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик:
Он ничтожен, и он же - безмерно велик.
(Омар Хайам)