Германию растаскивают на металлолом Цветной металл крадут не только в России. Охотники за ценным сырьем с успехом промышляют в Германии. Они крадут все, что можно унести: провода, кабели и даже железнодорожные рельсы.
Кладбище "Лилиентальштрассе" расположено недалеко от центра Берлина. В могилах под аккуратно постриженными газонами покоятся солдаты, павшие во время Второй мировой войны. Обычно тут царит тишина. Но с недавних пор сюда стали наведываться воры.
Воры попытались унести с собой металлические листы
В конце января они пытались сорвать с крыши центрального склепа медные листы и унести их на металлолом. "Смотрите, что они наделали", - показывает сторож на брезентовый тент, который временно покрывает крышу склепа. По его словам, листы ворам утащить все-таки не удалось, но кровлю они повредили сильно. Ремонт обойдется столичным властям в 20 тысяч евро. С продажи "добычи" мошенники в пунктах приема металлолома могли получить примерно полторы тысячи евро.
Бронзовые вазы, птички, буквы...
Это далеко не единственный случай кражи металла. На восстановление ущерба Берлину ежегодно приходится тратить большие суммы. "Из-за роста цен на цветные металлы воры растаскивают все, что им попадается под руку: бронзовые вазы и птиц и даже умудряются срывать буквы с могильных плит и ограждений", - сокрушается сторож кладбища "Лилиентальштрассе", который попросил не называть его имени.
После начала финансового кризиса цены на цветные металлы обрушились, и воровать их стали реже. Но за прошедшие два года ситуация изменилась. Особенно в цене у воров изделия из алюминия и меди - цена на них выросла почти в два раза. Чаще всего преступники, стремящиеся к быстрой наживе, крадут металл с неохраняемых территорий: они промышляют на кладбищах, стройплощадках и железнодорожных путях.
Воруют рельсы и провода
Из-за участившихся случаев воровства металлов серьезные убытки несет немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn. В прошлом году было зарегистрировано более 800 случаев краж с железнодорожных путей. Это почти в два раза больше, чем годом ранее. Особенно большим спросом у злоумышленников пользуются воздушные контактные сети скоростных поездов, кабели и провода, так как в них содержится большое количество меди. Некоторые воры даже уносят с собой даже куски рельсов.
"Мы столкнулись с серьезной проблемой, - признается пресс-секретарь Deutsche Bahn по вопросам инфраструктуры Мартин Вальден (Martin Walden). - Мы боремся с ворами-одиночками, которые воруют металлы с железнодорожных путей и увозят их на своих автомобилях".
Воровство металлов на железной дороге серьезно мешает движению поездов
Но на железной дороге промышляют и профессиональные банды. "Они подгоняют к путям тяжелую технику, гидравлические механизмы и демонтируют крупногабаритные металлические изделия. Ущерб - огромный", - возмущается Вальден. По его словам, воровство металлов приводит к сбоям в работе железнодорожного концерна, от чего страдают пассажиры. Большую огласку получил, например, случай, произошедший летом 2010 года, когда из-за кражи 800 метров проводов пришлось прерывать движение скоростных поездов между Берлином и Гамбургом и вызывать на поврежденный участок ремонтников.
Ворованный металлолом вывозится из ФРГ
Всего же из-за краж металлов на железной дороге в 2010 году пришлось отменить либо изменить маршрут более 8 тысяч поездов. Deutsche Bahn пытается противодействовать злоумышленникам, помечая свои металлические изделия инвентарными номерами. В концерне надеются, что данная мера отпугнет преступников, так как им будет трудно сдать помеченную "добычу" на металлолом.
Однако председатель Федерального объединения компаний по переработке стали и утилизации отходов Ульрих Лойнинг (Ulrich Leuning) убежден, что эта мера не срабатывает. "В Германии действительно сложно продать металлолом неизвестного происхождения. Зато его можно почти без проблем вывезти из Германии и сбыть за границей", - говорит Лойнинг.
Как в ювелирном магазине
По его словам, волна краж захлестнула и склады немецких компаний по переработке стали и утилизации отходов. "Они начали устанавливать на своих территориях системы сигнализации и видеонаблюдения, а также нанимают охранников, чтобы защититься от воров", - поясняет Лойнинг. По его словам, на складах компаний скапливается огромное количество ценных металлов, и охранять их приходится примерно так же, как ювелирные магазины.
С мнением Лойнинга согласны сотрудники пункта приема металлолома, расположенного в промышленной зоне на южной окраине Берлина. Они говорят, что к ним уже не один раз забирались воры, а однажды злоумышленники угнали целый грузовик металлолома. В результате шефу Мартину Бланку пришлось установить на складе сигнализацию.
Проверка на честность
В берлинской компании по приему металлолома ужесточили систему охраны. В своем офисе Бланк показывает формуляры, которые перед каждой сделкой должны заполнить его клиенты. Он также рассказывает, что продавцы металлолома обязаны предоставить удостоверение личности и подписать заявление о том, что привезенный ими товар попал к ним законным путем. Бланк надеется, что эти методы защитят его от конфликтов с властями и отпугнут преступников.
"Мы внимательно присматриваемся к людям, которые к нам приходят, - говорит Бланк. - Если они не могут нам толком объяснить, откуда они взяли свой товар, то мы специально называем им такую низкую цену, которая их не устраивает, и они сами уходят. Нам не нужны лишние проблемы".
В таких случаях злоумышленники, скорее всего, увозят нелегальную добычу за границу. Чтобы противодействовать этому, Федеральное объединение компаний по переработке стали и утилизации отходов, Deutsche Bahn и немецкие власти сотрудничают с соседними странами. Они надеются, что введение единых правовых норм продаж металлолома усложнит преступникам жизнь не только в Германии, но и за ее пределами.