Роскошная рецензия на фильм...
Какому еще мастеру удалось бы создать на военном материале пародию, ни один из героев которой не вызывает элементарного человеческого сочувствия? Исключение, которое нужно лишь для подтверждения правила, художник делает только для совершенно эпизодической девочки-цыганки (которая выглядит настолько интеллигентно, что, конечно же, исключается из любых рамок правдоподобия) и еще одного абсолютно невозможного в реальной жизни персонажа – безногого солдата-священника, читающего 90й псалом по-церковнославянски с невероятными ошибками.
Что же касается главных героев, тут русский классик уделал бедного Квентина по всему экрану!
На третьей или четвертой минуте фильма комбриг Котов, зверски измордованный в НКВД, отсидевший не менее 5 лет в сталинских лагерях, скалится в болезненном крике и… демонстрирует зрителям полный рот белоснежных крепчайших зубов, наводя этим на мысль о тайном имплантационном прорыве техники протезирования в ГУЛАГе при тоталитаризме...
Сюда остается добавить лишь руку героя, однозначно цитирующую Фредди Крюгера (думаю, для усиления эффекта маэстро не составило особого труда добиться, чтобы премьеры обоих сиквелов состоялись одновременно) – и готов пародийный образ, который никак не может быть соотнесен с миром реальным, а исключительно – с безграничной вселенной плохого кинематографа.
Но, конечно, совершенной филигранности творец достиг в образе главной героини! Революционная для русского кино идея ступить на стезю пародирования малопристойных фильмов, одев взрослую женщину в пионерскую форму и заплетши ее плохо прокрашенные волосы в задорные девчачьи бублики, каковая идея держит зал в напряжении в течение трех часов и блестяще разрешается на вершине кинопародии – в эпизоде с немыслимым умирающим Дормидонтом и демонстрацией совершенно не пионерской, а напротив, весьма спелой молочной железы, что придает неаппетитному образу Нади бриллиантовую сатирическую огранку.
На фоне этих эпохальных находок другие пародийные элементы современного киноабсурда выглядят сами собой разумеющимися, но каждый из них в отдельности сделал бы честь целому сатирическому фильму, поэтому упомянем наиболее яркие.
В первой части картины герои В ИЮНЕ сидят под кустом спелого шиповника. Чтобы находка не осталась незамеченной, режиссер заставляет своего персонажа даже сорвать веточку с тремя ягодами и покрутить ее в руках.
После этого они плывут по реке на стволе свежесломанной взрывом березы. При этом ветерок нежно шевелит на ней листья осины и липы, а в следующем эпизоде – даже какой-то бегонии! Роскошное указание желторотому ВГИКу на то, как важны детали при формировании экранного образа в кинопародии!
Солдата, который с расстояния полуметра плещет в костер бензин безо всяких для себя последствий, можно оставить почти без внимания, а вот половинки человеческих тел со здоровыми розовыми лицами, которые разражаются целыми отрепетированными монологами – еще одна гениальная находка корифея.
Для полноты картины осталось упомянуть два аспекта – озвучку и кадровое цитирование классики. Так вот, в эпизоде танкового боя с участием кремлевских курсантов на общем плане с засыпанной снегом подбитой машиной постоянно кричит - о, искрометность гения!… средиземноморская горлица!
И наконец, последние кадры картины создают совсем уже невероятный комически пародийный эффект, цитируя окончания сразу двух культовых фильмов – «Ностальгии» и «Бриллиантовой руки»!
Браво, великий Мастер! Наплюйте в бороды каннским завистникам! Русская зрительская элита всегда останется верна Вам, потому что Вы – лучший!