Кто убьет Саакашвили
Отдельного рассмотрения заслуживает сюжет с «убийством Саакашвили», который был частью телесюжета «Имеди». Это вовсе не проходная деталь, а важный элемент влияния на западное общественное мнение. Своего рода неявная апелляция к сложившемуся стереотипу, согласно которому российская власть направо и налево организует убийства неугодных ей политиков и журналистов. Саакашвили, мол, тоже хотят убить, да не получается пока.
На эту деталь телесюжета «Имеди», в частности, и обратил внимание постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его словам, версия покушения на Саакашвили, которое якобы готовится российскими спецслужбами и нашими вооруженными силами, давно ходит в грузинском дипкорпусе и среди грузинских СМИ. «Я постоянно контактирую с представителями грузинской прессы в Брюсселе и обратил внимание на то, что всякий раз мне задают вопрос, готовит ли Россия покушение на президента Грузии», — заявил Рогозин, подчеркнув, что методичность, с которой задается один и тот же вопрос, и тенденциозность этого вопроса говорят о том, что, скорее всего, грузинские журналисты на сей счет были тщательно проинструктированы.
Очевидно, что тема подготовки покушения на него является частью информационной кампании Саакашвили. Используя понятную тему «покушение», проще убеждать обывателей в том, что Москва вынашивает захватнические планы в отношении Грузии. Любой ответ на вопрос, готовит ли Кремль убийство Саакашвили, легко использовать, скажем, в виде горячей новости: «Как заявил сегодня постпред России при НАТО Рогозин, Москва не планирует покушение на Саакашвили». А раз русские оправдываются, значит, на самом деле что-то такое замышляют. Или: «Представитель Москвы отказался ответить на вопрос, готовит ли Кремль убийство президента Грузии». Простой беспроигрышный ход.
Элементарную мысль, что Саакашвили для Москвы довольно удобен в качестве спарринг-партнера, донести до сознания обывателя будет гораздо сложнее. В самом деле, полубезумный, совершенно дискредитировавший себя, растерявший внутренних союзников Саакашвили, возможно, и не самый лучший для России вариант президента Грузии, но уж точно не самый худший. Что делать с Грузией, в Москве не очень-то представляют. Нет ясности, что делать у себя в стране или как вести дела с той же Белоруссией, какая тут Грузия?! Было бы ясно, для чего нам Грузия, может, в августе 2008−го армия и дошла бы до Тбилиси. Но очевидно, что при изолированном Саакашвили, по крайней мере, не стоит опасаться «грузинского прорыва на Запад», а вот от нового, чистенького главы Грузии можно ожидать неприятных сюрпризов. С другим президентом у России, возможно, появятся новые шансы (не слишком большие), но будут и новые риски. За двадцать лет Грузия превратилась в устойчиво антироссийское государство, быстро эту тенденцию не переломить. Одно признание независимости Южной Осетии и Абхазии чего стоит.
Поэтому уж кто-кто, а Москва в устранении Саакашвили совершенно не заинтересована. Скорее, Саакашвили стоит опасаться своих западных покровителей, конфидентов и ближайших соратников из числа грузин. И тут самозабвенная игра в могучего Мишико, который противостоит коварному и кровавому Кремлю, может сыграть с поедателем галстуков злую шутку. Поскольку Саакашвили сам формирует представление, что на него охотятся русские, другие игроки в какой-то момент могут использовать его убийство как удобный способ решить свои проблемы с поиском нового, более подходящего президента Грузии и лишний раз разыграть пропагандистскую карту «кровавого московского режима», устраняющего врагов по всему миру (см. дело Литвиненко). Просто убрать Саакашвили Западу неудобно, это будет выглядеть как уступка Москве, а вот аккуратно убрать увлекающегося Мишико (своим это всегда сподручнее) и свалить все на Россию — это красиво. Своей игрой в преследуемого Кремлем героя Саакашвили лишь увеличивает вероятность подобного сценария. На Западе с пешками не церемонятся.