Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о новых типах бюджетных учреждений.
12.04.2010, Москва 20:10:43 Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении аконопроект о новых типах бюджетных учреждений. Законопроект предлагает разделить все государственные и муниципальные бюджетные учреждения на три типа -
казенные, автономные и бюджетные учреждения.
Казенные учреждения - новый тип государственных (муниципальных) учреждений, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Устанавливается закрытый перечень учреждений, подлежащих преобразованию в казенные. До 1 июля 2011г. решения о создании федеральных казенных учреждений будут приняты правительством РФ. Предполагается, что в данный перечень войдут:
- управления объединений, управления соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- следственные изоляторы и исправительные учреждения, исполняющие наказания;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- учреждения главного управления специальных программ президента РФ, Государственной фельдъегерской службы, Федеральной миграционной службы (ФМС), Федеральной таможенной службы (ФТС), Федерального космического агентства, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны (ФСО), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, подразделения противопожарной службы МЧС;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Все остальные госучреждения, согласно законопроекту, получат статус автономных или так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.
Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за дальнейшее существование такого учреждения.
Предполагается, что бюджетное учреждение будет финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки может только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Кроме того, законопроект лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества.
Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно поправкам, внесенным в законопроект ко второму чтению, исключается положение, обязывающее предприятия, учреждения, организации (кроме унитарных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, перечислять в соответствующие бюджеты субъектов РФ фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления публично-правовых образований.
До 1 января 2012 г. увеличен срок переходного периода для вступления в силу положений закона о новых типах бюджетных учреждений. В течение этого времени субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а также это позволит правительству РФ принять все необходимые взвешенные решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения. Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители учреждений должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы
должны быть приняты до 1 июня 2011г.
Установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива. Это, по мнению комитета, избавит новые бюджетные учреждения от коммерциализации. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) учреждению, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению, влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, которые находятся на праве оперативного управления учреждения.
Из законопроекта исключено положение о том, что бюджетное учреждение имеет право при выполнении госзадания дополнительно использовать средства, полученные от ведения коммерческой деятельности. При этом рекомендована к принятию поправка, по которой бюджетные учреждения вправе осуществлять за плату виды деятельности, не являющиеся
основными (при условии, что эти виды деятельности указаны в учредительных документах).
Установлено, что учредителем образовательного учреждения могут быть не только российские некоммерческие организации (НКО), общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляется на основе федеральных и
региональных нормативов.
Принята поправка, по которой образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией. В законопроекте, принятом в первом чтении, было указано, что такие учреждения могут создаваться по решению правительства РФ.
Установлено, что финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений осуществляется согласно законодательству РФ, финансовое обеспечение их научных исследований осуществляется органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учебные заведения.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов,
полученных от приносящей доход деятельности.
Добавлено положение о том, что бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с
ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ранее в законопроекте был только запрет бюджетным учреждениям размещать денежные средства на депозитах в банках.
При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ. Также автономное учреждение может с согласия учредителя вносить свое имущество (не принадлежащее к особо ценному) в уставный капитал других юрлиц и передавать это имущество в качестве учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия, предметов музейного, архивного, библиотечного фондов).
Поддержано изменение, согласно которому предметы музейного фонда, документы архивного фонда и национального библиотечного фонда, находящиеся в оперативном управлении учреждений культуры, отнесены к особо ценному движимому имуществу.
Также рекомендованы к принятию поправки, устанавливающие, что договором финансовой аренды (договором лизинга) арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества по такому договору осуществляется арендодателем.
Рекомендована к принятию поправка, по которой доходы, полученные от приносящей доход деятельности казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы (от привлечения осужденных к труду), направляются на финансовое обеспечение деятельности таких учреждений сверх бюджетных ассигнований.