В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
На сегодняшний момент в г. Лобне остается нерешенной проблема низкого уровня оплаты труда сотрудников ДОУ, в результате чего существует проблема нехватки квалифицированных и профессиональных кадров для работы в ДДУ и как результат - привлечение специалистов, не имеющих соответствующей квалификации. Ясно, что специалист, не отвечающий квалификационным и профессиональным требованиям, не может осуществлять образовательный процесс с соблюдением установленных стандартов. Сложившееся положение противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», который устанавливает обязательность соответствия образовательных программ федеральным государственным стандартам и требованиям
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и путем государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ст. 18, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21).
Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
В Федеральном законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, а область образования провозглашается в Российской Федерации приоритетной, государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе общедоступности образования (преамбула, п. 1 ст. 1; подп. 2, 3 ст. 2).
В соответствии с ч. 1, 2 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. На основании п. 1 ст. 18 ФЗ «Об образовании» - родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте; п. 3 этой же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития таких детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Такие учреждения, согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677 Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 3).
Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конституция Российской Федерации относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72). Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий, относятся к вопросам местного значения.
Но как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абз. 3 п. 1, п. 3 ст. 86, ст. 129, ст. 135).
Возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. «е») и 72 (п. «е», «ж» ч. 1) Конституции Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере. Поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за ситуацию с дошкольным образованием, в частности г. Лобне в том числе несет Российская Федерация и Президент Российской Федерации как гарант Конституции Российской Федерации.