Юр, я социализм изучал не по учебникам.
Я в нём жил.
Так что не надо "ля-ля".
Это не мои "ля-ля" . Это взято не с моих слов, инфа не с потолка же взята...Люди же описывают. тоже жили при нем..
2. «Деньги» при социализме
Поскольку социализм, по определению — первая фаза коммунизма (в которой распределение производится по труду), то в нём отсутствует рынок и товарное производство, а пропорции в народном хозяйстве соблюдаются благодаря планированию. Следовательно, при социализме отсутствуют категории товара и стоимости, а значит, и форма стоимости — деньги, являющиеся по определению особым товаром.
Маркс писал о социализме:
«Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя — это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.
Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой». [2]
Итак, при социализме для распределения по труду применяются рабочие квитанции, внешне похожие на деньги, но их сущность иная — это удостоверения на получение определённого количества продуктов из общественных запасов в соответствии с количеством затраченного рабочего времени.
«Вопрос, почему деньги не представляют непосредственно самого рабочего времени, … сводится просто к вопросу, почему на базисе товарного производства продукты труда должны принимать форму товаров, так как форма товара предполагает разделение их на товары и денежный товар; или — к вопросу, почему частный труд не может рассматриваться как непосредственно общественный труд, т. е. как своя собственная противоположность. В другом месте я подробно рассмотрел плоский утопизм «рабочих денег» на основе товарного производства… Здесь отмечу только, что, например, «рабочие деньги» Оуэна имеют с «деньгами» так же мало общего, как, скажем, театральный билет. Оуэн предполагает непосредственно обобществлённый труд, т. е. форму производства, диаметрально противоположную товарному производству. Рабочая квитанция лишь констатирует индивидуальную долю участия производителя в общем труде и долю его индивидуальных притязаний на предназначенную для потребления часть общего продукта. Но Оуэн и не думал предполагать товарное производство и в то же время стремиться устранить его необходимые условия посредством денежных фокусов». [3]
В период перехода от капитализма к социализму в народном хозяйстве сосуществуют как капиталистический, так и социалистический уклад, причём второй постепенно вытесняет первый. До тех пор, пока не полностью изжито товарное производство, в переходный период деньги как таковые сохраняются, в то же время в социалистическом секторе действуют рабочие квитанции. Чаще всего физически и деньги, и рабочие квитанции представляют собой одни и те же купюры и монеты, но их функции различны в разных секторах производства и потребления. Рабочие квитанции сохраняют возможность выступать в качестве средства обращения на рынке, но лишь постольку, поскольку они представляют собой удостоверения на получение продуктов, которые, будучи вынесены на рынок, могли бы стать товарами. По мере исчезновения капиталистического уклада, т. е. товарного производства и рынка, рабочие квитанции освобождаются от этой побочной функции.
В «позднем» СССР, в 1950-е — 1980-е годы, несмотря на то, что переходный период от капитализма к социализму был так и не завершён (несмотря на официальные декларации), основу экономики составляло плановое (т. е. нетоварное) хозяйство. Сохранялось ещё мелкотоварное производство, а также существовала подпольная «теневая» экономика, в которых рабочие квитанции (то, что в обиходе называлось «деньгами») частично сохраняли свою роль денег; однако поскольку ни мелкотоварное производство, ни теневая экономика не составляли сущность экономики СССР, то и советские рубли были уже по своей сущности рабочими квитанциями, а не деньгами.