вот для интересующихся
Шутов камень
Город Дмитров почти такой же древний, как Москва – ему 850 лет. И заложен он, как и Москва, Юрием Долгоруким – в честь рождения сына. Но город возник отнюдь не на пустом месте. Здесь, судя по последним находкам археологов, задолго до появления Юрия Долгорукого, была цивилизация, о которой сегодня практически ничего не известно. Но у нее были свои высокоразвитые торговые, политические, социальные, религиозные и культурные традиции. Дмитров никогда не был политически значимой точкой на карте древнерусских княжеств. В свое время на это обстоятельство обратил внимание историк Татищев. Когда же он углубился в изучение вопроса, почему именно в Дмитров во время феодальных войн съезжались князья для заключения мира, то установил совершенно невероятную вещь: оказывается, в этой точке происходили мирные переговоры даже тогда, когда самого города Дмитрова как такового не было.
Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, пишет об очень странном эпизоде в истории северо-востока Руси. Якобы однажды по реке Кимерше приплыл к людям камень, огромный валун. Он шел даже против течения и поэтому стал почитаться у местного народа как священный. Камень на Кимерше породил множество поверий о своей исцеляющей силе и способности защитить прикоснувшегося к нему человека от врагов.
История примирений в которых участвовал этот камень начинается с полуанекдотического случая с двумя князьями, дружины которых должны были сойтись в битве где-то под Яхромой, но заблудились в местных лесах и так друг-друга и не нашли.
А наиболее значимой страницей в истории камня стало примирение сыновей Александра Невского в 13-м веке. Шел 1282 год. К небольшому городу Дмитрову с разных сторон приближаются сразу четыре войска с намерением не оставить от города камня на камне. Жители, прослышав об этом, в панике, бросая пожитки, бегут из своих домов к Кремлю – чтобы укрыться за его стенами. Город затаился – как будто вымер. Однако, ни в тот день, ни на следующий, ни потом дружины враждующих князей так и не появились у крепостных стен. Когда люди, наконец, выбрались из своих укрытий, выяснилось, что войска почему-то остановились в пяти верстах от города, постояли и, заключив перемирие, разошлись.
Выглядит эта история тоже немного странно. Вражда между братьями была страшная. Кровавая и непримиримая. Три сына Александра Невского – Дмитрий, Андрей и Даниил – превратили страну, доставшуюся им в наследство, в настоящий военный полигон. За время своей распри они разрушили столько городов, сколько в свое время не удалось разорить даже монголо-татарам. Сыновья Невского, воюя друг с другом, старались причинить неприятельскому уделу как можно больше вреда - жечь, грабить, бить, уводить в плен. Поэтому не было ничего удивительного и даже предосудительного с точки современников событий в том, что оба русских князя приглашали на Русь воевать татар. Кто же еще мог лучше сжечь, ограбить, убить и увести в плен? Они полностью опустошили земли возле Новгорода, Владимира, Суздаля, Мурома, Юрьева, Твери, Торжка, Ростова, Коломны, Москвы и Переяславля. Фактически, князья вернули в страну то, от чего ее избавил их отец – кровавые набеги татар.
Есть совершенно ужасающая статистика: за последнюю четверть XIII века татары, ведомые сыновьями Александра Невского, совершили не менее пятнадцати значительных походов на Русь. Снова гибнут люди, снова выгорают дотла города и села, - некоторые по два, по три и даже четыре раза! – снова вытаптываются и зарастают бурьяном пашни. А князья Дмитрий и Андрей Александровичи все никак не могут окончательно поделить власть.
На протяжении десяти лет великокняжеский стол постоянно переходит от Дмитрия к Андрею и обратно. Наконец, Андрею удается взять верх, казалось бы, окончательно: его брат Дмитрий, спасая свою жизнь, вынужден бежать на Балтику. Преследуя его, нанятые для этого татары, заодно опустошают тверскую округу «до Торжка» и села «около Ростова». Все это случилось накануне рождества, и летописец записал: «В Рождество же Христово пения не было по всем церквам, но пения вместо – плачь и рыдание...». Однако, скоро выясняется, что Дмитрий тайно возвратился в свою вотчину Переяславль, укрепляется в городе и собирает полки. Его брат Андрей немедленно выезжает в орду – опять за наемной военной силой.
Вот тут происходит очень странный маневр: Дмитрий со своими полками выходит из Переславля, но почему-то не навстречу войску своего врага Андрея, а в совершенно противоположную сторону - в город Дмитров. И это не бегство - собственной военной мощи у князя Дмитрия достаточно. Зачем он совершает такой тяжелый многокилометровый переход, непонятно.
От Переяславля до Дмитрова – больше ста километров по прямой, и это всё непроходимые леса. Нужен как минимум месяц, чтобы с дружиной пройти такое расстояние. А главное – для этого нужна какая-то веская причина. Историки предполагают, что Дмитрий двинулся из Переяславля в город Дмитров, потому что там умер местный князь, и княжество стало ничьим. Город Дмитров, действительно, лишился своего главы. Но, местный князь Давыд Константинович умер за два года до описываемых событий. Если бы кто-то из князей хотел усилить в Дмитрове свое влияние, он сделал бы это сразу, а не спустя два года.
Как бы то ни было, но Дмитров уцелел, а князья в этот раз заключили мир. И есть основания полагать, что заключен он был у этого камня.
В другом источнике - «Описании путешествия в Московию» 17 века немецкого ученого Адама Олеария приводится легенда: в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск... Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».
Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Алатырь - "всем камням камень", центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем". По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были высечены письмена с законами Сварога. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырьская гора. Он и "мал и весьма студен", и "велик, как гора". И легок, и тяжел. Он - непознаваем: "и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять". Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги... По одной из поздних версий, на Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - так же алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь... Это не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Алатырь связал миры - горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была так же Книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь. В русских средневековых легендах и фольклоре Алатырь-камень, "всем камням отец". На этом камне восседает красная дева Зоря, зашивает раны кровавые и пробуждает мир от ночного сна.
Древним днем Алатырь-камня считалось 14 сентября — он же языческий Ирьев день (христианское Воздвиженье). По народному поверью, в этот день змеи собираются в кучи, в ямы, пещеры и прочие укрывища и там лижут «бел-горюч камень Алатырь», а затем уходят в Ирье.
"Под тем камнем сокрыта сила могучая земли Русской, и силы той конца нет"; "кто камень-алатырь изгложет (дело - трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет"...
Далее Олеарий пишет о том, что к этим камням, разбросанным у девяти городов, постоянно приходят люди в надежде на исцеление, а великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед самым походом на орду. Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой. Так и вышло: это было знаменитое стояние на реке Угре, где дружины Ивана III и татары встретились, постояли напротив друг друга и разошлись! Опять разошлись!
Шутов лес находится возле села Турбичево. Рядом еще несколько деревень – Глухово, Кульпино, Пешково, Киндяково. Шутов Лес - древнее многих окрестных деревень. Вспомним распространенные поговорки "А и шут с ним", "Шут его знает", где слово это употреблено в значении "бес", "черт". Но ведь "бес" - это уже позднее, это уже после Крещения Руси. А до того? "Бог"? Богов Лес, Лес Богов?
Сейчас Камень полузабыт, а когда-то известность о нем распространялась на много верст окрест. Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего - от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Набирали из ручья ковшиком воду и "скатывали", т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. Народная молва утверждала, что результаты такой процедуры могут быть двоякого рода (что вообще характерно для памятников такого типа): "если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а коль суждено умереть - быстро зачахнет". Популярность Камня в старину была очень велика... Согласно преданию, день силы Камня - летний солнцеворот, день Купалы.
Современный первооткрыватель камня Ю.М.Золотов считал, что этот камень почитался как воплощение бога Велеса. Другие говорят, что это сакральный камень богини судьбы Могоши (другое ее имя – Могужь) – современной св. Параскевы-Пятницы. Киндяковский Камень (с виду – серый кварцит) является мегалитом, аналогичным Синь-Камню на Плещеевом озере, Конь-Камню на реке Красивой Мече, камням Стоунхеджа и т.д. Описан в нескольких научных работах. (Ю.М.Золотов. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981; А.В.Платов. Киндяковский Камень: Святилище у слияния трех вод//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996).
еще фотки и координаты можно найти
тут