За тысячелетия своей истории индуизм исследовал все мыслимые модели мироустройства и детально изучил различные пути духовной самореализации. Эта религия дает каждому человеку ровно столько, сколько тот «в силах унести».
В отличие от догматических «религий Писания» (христианство, ислам), имеющих имя основателя и «дату рождения», индуизм — религия мифологическая. Ее корневая система теряется в сумраке первобытных времен. В доисторическую эпоху складывался мифологический субстрат индуизма.
Священные книги были составлены в так называемый ведийский период (XVI в. до н. э. — VII в. до н. э.), а основные религиозно-философские понятия и доктрины разрабатывались в эпоху брахманизма (VII в. до н. э. — V в. н. э.).
В течение первых веков нашей эры окончательно сформировался собственно индуизм — в том виде, в котором он известен нам сегодня.
Каждая эпоха оставляла свой «красочный слой» на общем полотне. Менялись цветовые акценты, смещались отдельные детали, тускнел или становился ярче общий колорит. Но краски оказались прозрачными. Сквозь толщу нанесенных слоев хорошо различимы контуры первоначального замысла, очертания исходной идеи, позволяющей понять назначение и смысл индуистской «картины мира» — задуманной богами и воплощенной людьми.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА
Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.
За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.
Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.