В Мособлдуме муниципалов учили слушать низы
Скандалы в Подмосковье вокруг публичных слушаний стали притчей во языцех. Либо их проводят с нарушениями, не оповестив должным образом народ, либо люди выступают на слушаниях против предложенного плана застройки, а власть все равно дает добро. Должны ли чиновники прислушиваться к гласу народа? По этой больной теме в среду в Московской областной думе состоялся «круглый стол» — на нем обсуждался проект положения о публичных слушаниях в муниципальных образованиях Московской области.По закону, на публичные слушания должны выноситься в обязательном порядке устав муниципального образования, планы и программы его развития, правила землепользования и застройки территории. Это аксиома. Однако на практике вместо обсуждения насущных проблем публичные слушания превращаются в формальное мероприятие — лишь бы была бумага, что слушания прошли, одобрение от населения получено. Если же люди резко выступают против какого-то плана застройки, то чиновники объясняют: результаты этих слушаний носят рекомендательный характер, и они могут не учитывать их при принятии того или иного решения.
Поэтому Главным управлением внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области было разработано примерное положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании. Обсуждение этого документа в Мособлдуме получилось бурным.
В частности, бурю эмоций вызвал пункт, в котором говорится, что если замечания или предложения по проекту муниципального правового акта, высказанные в ходе проведения публичных слушаний, были поддержаны более чем 2/3 от количества заинтересованных лиц, присутствующих на публичных слушаниях, оно носит обязательный характер при принятии решения органами местного самоуправления.
Как заявил замглавы администрации Раменского района Михаил Шутилко, если 2/3 общественности будет против, мы рискуем остаться без бюджета, генплана, плана застройки земель и без инвестиций. Его поддержал и глава Лобни: «Воробьев поставил задачу переселить людей из ветхого жилья в течение трех лет. А если жители частных домов в центре Лобни будут против строительства по соседству с ними 10- и 17-этажек, то получится, что никакого переселения не будет». На это еще один участник дебатов возразил: а если мы не будем учитывать мнения этих двух третей, то останемся без народа.
Другой пункт нового положения о публичных слушаниях предусматривает порядок проведения референдумов в отдельно взятом муниципальном образовании по особо острым и интересующим жителей вопросам. Тут тоже возникло множество споров. Во-первых, неясно, кто может принимать участие в референдуме — только жители этого района? А если я собственник земли, а проживаю в другом месте? Ответа пока нет. Впрочем, как заметил исполнительный директор Совета муниципальных образований Олег Иванов, «чтобы принять то или иное решение на референдуме, нужен 50% плюс 1 голос от жителей этого населенного пункта. Да у нас на президентские выборы столько не ходит». Кроме того, если администрация района — против мнения народа, она сделает всё, чтобы референдум не состоялся, либо результаты его были в ее пользу.
В конце концов участники «круглого стола» сошлись на том, что документ этот нужный, и правила проведения общественных слушаний должны быть одинаковыми во всей Московской области. Он будет доработан и внесен на обсуждение в Московскую областную думу.