6. Васильевский островВасильевский остров на макете представлен в виде участка от Стрелки Васильевского острова до современной Кадетской (1-й) линии В.О., также рядом с этим участком представлен остров «Тучков буян».
В XVIII веке на стрелке Васильевского острова находился морской порт, а рядом с ним располагался Гостиный двор, аналогичный по своему виду современному Гостиному двору на Садовой улице в Санкт-Петербурге.
В порту представлены различные сценки разгрузки торговых кораблей, только что прибывших в Петербург. Здесь стоят и большие торговые корабли, и небольшие баржи, лодки, действующий погрузочный кран поднимает груз с корабля и переносит его на пристань. В порту находятся сторожевые будки, шлагбаумы, ведь товар нужно было охранять.
Гостиный двор был, по сути, большим оптовым рынком рядом с портом. Сейчас этого старого Гостиного двора не существует, а находился он на участке Васильевского острова, ограниченном Биржевой линией, Тифлисской улицей и набережной Макарова.
В те годы очень многое привозилось из-за границы, в строящемся Петербурге не хватало мебели, ценных пород дерева, везли посуду, одежду и многое другое. Здесь можно увидеть сценку осмотра товаров таможенниками, купцов, показывающих товар, пробное вскрытие товара. Тут же рядом покупатели смотрят, что привезли купцы, выбирают посуду, черепицу, голландскую плитку…
Гостиный двор мало чем отличался от современного Гостиного двора на Садовой улице или Апраксина двора, принцип постройки был такой же. Внизу находилась большая крытая галерея для удобства продавцов в дождливом климате, здесь находились лавки. На втором этаже над лавкой располагалась контора, внутри каждого отсека была лесенка. Каждый отсек был оборудован так, что при возникновении пожара, огонь не затрагивал соседние отсеки. Некоторые купцы владели сразу несколькими такими лавками.
На сегодняшний день Гостиный двор не сохранился, да и порта давно нет, и только на Тифлисской улице есть небольшой кусочек здания, бывшего когда-то Гостиным двором.
Рядом находится небольшой огороженный участок с двумя мельницами. Одна из них - мукомольная мельница и вокруг нее расположены сценки привоза зерна, взвешивания, погрузка мешков с мукой, груженые повозки. Вторая – мельница для деревообработки, внутри нее происходит распилка дерева, а на прилегающей территории идет процесс покраски досок, погрузки пиломатериалов. В начале строительства Петербурга мельницы действительно существовали на Васильевском острове, принадлежали они предприимчивому Александру Даниловичу Меншикову. Меншиков поставил их рядом со своей усадьбой и с их помощью производил товары не только для своих нужд, но и на продажу.
Когда Меншиков с Петром I отправились в свое первое заграничное путешествие, то интересовало абсолютно всё, они осматривали крепости и кунсткамеры, сады и парки, дома и дворцы, всё, что касалось корабельного дела, военного дела, производства и особенно всё то, что за границей уже давно существовало, а у нас не было. В конце XVII века уровень инженерной механики в Европе был достаточно высоким, ручного труда тоже было достаточно, но ветряные мельницы крутились повсюду и с разной целью, были мельницы мукомольные, мельницы которые пилили и обрабатывали дерево, делали бумагу и другие.
Большую часть макета Васильевского острова занимает Усадьба А.Д. Меншикова. В начале строительства Петербурга Васильевский остров был весь заросший лесом, здесь было много болот, а в лесах много дичи. Стрелка и западная часть острова были низкими и болотистыми. На одной из ранних карт местности три четверти острова занимали болота. Поэтому, как в Голландии, здесь начали рыть осушительные канавы (их даже трудно назвать каналами).
На самом же высоком месте Васильевского острова Меншиков и решил заложить свою усадьбу, территория ее достигала 12 Га. На макете весь участок от Дворца Меншикова на набережной до мельницы - это и есть территория усадьбы.
На территории усадьбы размещались не только Дворец и регулярный сад, украшенный кустами сирени, но и вспомогательное хозяйство: огороды, фруктовые сады, оранжерея, скотный двор, пастбища, конюшни. Не всё из этого удалось уместить на макете.
Большой канал проходил через весь остров и отделял усадьбу Меншикова от Гостиного двора. Сейчас этого канала уже не существует.
Посреди усадьбы Меншикова тоже прорыт канал, и прямо поверх него поставлен мазанковый дом, который вошел в историю как «Посольские хоромы». Мазанковый дом – значит построенный из дерева и покрытый штукатуркой.
Дворец «Посольские хоромы» заложен в 1704 году и просуществовал до начала 40-х годов XVIII века и за ветхостью был разобран (Меншиков к этому времени уже давно был в опале). Строительство мазанкового дома закончилось в 1710 году в отсутствие хозяина, так как Меншиков в это время находился на местах сражений Северной войны.
Как только Меншиков перебрался в «деревянные хоромы», сразу же был заложен и большой каменный дворец на набережной – нынешний Дворец Меншикова (сохранился до наших дней). Строительство началось с части дворца, обращенной к Неве. Затем к ней всё более пристраивались и пристраивались другие части, пока дворец не был окончательно готов.
Меншикову хотелось поскорее достроить каменный дворец, ему очень нравился этот грандиозный план. Первоначальная высота дворца – 4 этажа, в нем насчитывалось около 50 помещений. На следующий год полностью отстраивается вся центральная часть здания, дом получает более сложную планировку, внутри появляется парадная лестница. В 1714 году строится последняя, самая дальняя часть здания.
У нас на макете вся усадьба Меншикова решена в серой гамме. Почему? Сегодня Дворец Меншикова на Васильевском острове имеет цвет «золотистая охра», хотя изначально он был серого цвета. Его строили из камня и не красили. Когда город строился и рос, то весь он был серый (за исключением черепичных крыш) и в Петербургском климате большой серый город выглядел бледно и уныло. Тогда Доменико Трезини решили выкрашивать фасады в охристые цвета с выделением деталей, так хотелось ему ярких красок под серым Петербургским небом.
На макете представлена большая сценка приема во Дворце в честь голландских шкиперов. Прием проходил на крыше с видом на сад. На крыше дворца накрыты столы, проходят танцы, играет оркестр. На другой крыше – со стороны Невы – находится второй оркестр, который встречает прибывающих по реке гостей, их также встречают приветственными залпами пушек. Двор заполнен каретами, кругом многочисленные гости, слуги разносят угощения.
В 1714 году Меншиков ставит на правом берегу канала, как писали современники, «очень красивую церковь», церковь Воскресения Христова, она также была мазанковой. Ее можно видеть рядом с Дворцом Меншикова.
Сейчас на месте усадьбы Меншикова располагаются корпуса СПбГУ. Посольские хоромы и мазанковая церковь Воскресения Христова были разобраны в середине XVIII века. На месте церкви сегодня стоит Манеж Кадетского корпуса. Дворец Меншикова сохранился до наших дней.
На макете справа от Дворца Меншикова располагается еще одно большое здание. Этот дворец задумывался и строился как резиденция Петра II. Меншиков мечтал выдать свою дочь Марию Александровну замуж за наследника российского престола Петра II, чтобы будущая императорская чета жила по соседству, но планам его не суждено было сбыться, Петр II умирает в 14-летнем возрасте, Меншиков попадает в опалу и Дворец превращается в казенный дом.
Здание Двенадцати коллегий расположено на берегу канала, практически вровень с одним из фасадов Гостиного двора и, таким образом, делит макет Васильевского острова на две части: Усадьба Меншикова и зарождающийся ансамбль Стрелки.
В 1722 году было принято решение о строительстве каменного здания для Петровских Коллегий. Многие недоумевали, почему Трезини поставил это здание перпендикулярно реке, а не вдоль берега. Но если смотреть со стороны Невы, то можно увидеть, что это здание было поставлено так, чтобы с прибывающих кораблей открывался грандиозный вид на здание Двенадцати коллегий. Иностранные гости, огибающие стрелку по Неве, могли оценить силу и мощь этого большого здания, а значит и государственной власти Российского государства.
Здание Двенадцати коллегий – композиционный центр ансамбля Васильевского острова.
Это здание сохранилось до наших дней, но несколько видоизменилось: во-первых, нарос культурный слой земли (примерно 1,2 метра) и первый этаж стал гораздо ниже, во-вторых, открытые галереи были остеклены из-за нехватки площадей, в-третьих, черепичная крыша заменена металлической, изменился и ее цвет, а также пропорции.
Когда здание Кунсткамеры еще только было построено, Готторпский глобус (подарок Петру I) был помещен в башню. Позже, в 1747 году, в Кунсткамере случился пожар, глобус сильно пострадал, и для его хранения было построено специальное здание – Глобусный домик. На макете представлена Кунсткамера до пожара, а также сам Глобусный домик.
Не стоит удивляться, что рядом с большими каменными дворцами на стрелке находятся маленькие деревянные домики и дворы простых горожан. Город в это время только начал строится, и здесь кипела бурная городская жизнь. У берега показаны артели прачек и рыбаков. Рядом с Глобусным домиком находится главная площадь, где проходили торги, зачитывались указы, здесь же показана сцена военных учений гвардии. Чуть дальше – загон для продажи лошадей и коров.