В древнеегипетских текстах, при перечеслении работ, постоянно встречается очень тяжелая работа: таскать песок с левого берега на правый, а потом с правого берега на левый.
С наших позиций такая работа выглядит полной дуристикой, сродни той , что придумывают отцы-командиры, чтобы занять своих подчиненных солдатиков.
Но в древнем Египте это была абсолютно осмысленная работа.
В Египте нет строевого леса. Из пальм, акаций и садовых деревьев строительные леса не сделаешь.
А вот глины и песка под руками всегда много.
Вот их-то строители фараонов и использовали в качестве строительных лесов. Из глины делали кирпичи, из кирпичей выкладывали ребра жесткости, как соты в ульях, а внутреннюю полость заполняли песком
В Карнаке сохранились остатки таких лесов:
Дамочка отдыхает на фоне такой стены. Высота пилонов - 42 метра.
Вот на такую высоту и поднимали насыпные строительные леса-пандусы, по которым поднимали каменные блоки, на которых стояли рабочие каменотесы и художники (художники шли сразу за каменотесами, не дожидаясь окончания возведения здания)
Представляете какой объем песка и кирпичей нужно было натаскать, чтобы возвести гипостильный зал площадью в 9500 квадратных метров....
А ведь возвели.... И украсили.... И всю площадь потолков и стен и поверхность колон красками раскрасили, а имена фараонов и богов еще и золотой фольгой облицевали, и всю свободную площадь статуями заставили....
Во время археологических раскопок в Карнаке еще в XIX веке, во дворе, к югу за гипостильным залом, нашли огромную яму в которой лежало порядка 17 000 статуй.
Это кто-то из фараонов решил очистить Карнак от статуй героев "давно минувших дней" и не нашел ничего лучше, как вырыть яму и закинуть их туда.
Смотрите: прошло тысяча шестьсот лет, как храм был закрыт по приказу византийских императоров-христиан. Его сокровищницы были разграблены, бесконечные свитки папирусов с инофрмацией о ежедневных наблюдениях за Нилом, звездным небом, исторических событиях, уничтожены, а жрецы перебиты. Тысяча шестьсот лет, как религия древнего Египта перестала существовать, став всего лишь отдельными, часто непонятными и противоречивыми мифами, но посмотрите на этуфотографию:
Это барельеф Гора - последнего бога-фараона на земле. Именно он, за неимением сестры-богини, женился на женщине и от него пошли все фараоны Египта. В руке он держит три ключа жизни.
Это - символ дыхания. Те, кто был в Египте, часто видел изображение того, как бог вкладывает фараону в нос ключ жизни - дарует ему вечную жизнь.
А темное пятно - это следы прикосновений тысяч рук туристов.
Люди, приехавшие сюда из самых разных стран, люди, ничего не знавшие о религии древнего Египта, до сих пор, попав в эту удаленную от стандартного маршрута, часовню, прикасаются к ключам жизни.
А про пещерный эффект я ответил - не знаю. Для меня это непонятно: относительно небольшое помещение, открытое с двух сторон, а голос в нем грохочет, как в огромной пещере.