ещё нашел у себя материалы от октября 2003 года, размещенные на древнем форуме
КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ДО 2??? Г.
(некие наброски некоего жителя города Лобни)
1. Единение сил на пути в будущее
Наличие долгосрочного (т.е. стратегического) плана – залог успешного развития города, в т.ч. таких сфер, как общественное самоуправление, градостроительство, благоустройство; инструмент, стимулирующий сотрудничество городских властей, бизнеса и всех общественных сил, позволяющий объединять и концентрировать усилия городского сообщества на достижение общих целей, инструмент адаптации города в постоянно меняющейся среде; одно из необходимых условий для реализации инвестиционных проектов.
Как разработка, так и реализация плана развития г. Лобни должна происходить путем обсуждения и согласования действий в конструктивном диалоге власти, общества и бизнеса. В интересах развития города тесное взаимодействие органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных, религиозных и политических организаций и движений.
2. Характеристика города
Общее описание - см. сайт, что необходимо добавить:
Данные переписи 2002 года (деление по половому, возрастному, образовательному признакам, сколько студентов, пенсионеров, инвалидов, ну и т.п. в нашем городе). У кого есть инфа, делитесь.
Также необходимы данные по экономическому блоку. (Знание ентих цифирек, желательно в некоторой динамике, поможет в будущем).
К сожалению, не имея статданных, приходится ограничиться общими словами.
Главная сильная, а вместе с тем и слабая сторона нашего города – это близость к Москве.
"+" наличие крупных транспортных артерий, возможность доступа к культурным ценностям, информации, возможность получения образования,
"-" отток рабочей силы, превращения города в «спальный» район.
Остальные + и –
"+" наличие собственной АТС, кабельного TV, собственное водоснабжение, земельные ресурсы, высокий образовательный уровень населения (надеюсь), экологическая привлекательность ………
"-" проблема иммигрантов, отсутствие собственных очистных сооружений, красивого природного ландшафта и исторических памятников, крупных пром. предприятий, упадок системы общественного самоуправления ……..
Город является сложной самоорганизующейся системой (соцэкосистема). Развитие города есть конкретная реальность, выражаемая в самых реальных формах, в том числе и в конкретных управленческих решениях.
Рассматривая любой город, мы имеем трех главных участников социально-экономических процессов: местное сообщество (местное самоуправление), предприятия и государство (региональные и федеральные власти). Каждый из участников имеет свои права, интересы и ресурсы. Компетенция и права каждого определены законодательством, в частности за перспективное развитие муниципального образования отвечает местная власть, а за развитие области отвечает государство в лице органов власти области. Т.е. в терминах теории менеджмента налицо отсутствие субъекта, принимающего конкретное решение по управлению развитием. При этом имеется бааальшая проблема с ресурсами, рассредоточенными среди всех участников процесса.
Выделяются следующие моменты:
- развитие происходит в сложной и самоорганизующейся системе, которой внутренне присуща способность и стремление к динамике;
- как внутри, так и вне системы имеется потребность управлять процессом развития;
- как внутри, так и вне системы отсутствует субъект, обладающий достаточными ресурсами для монопольного управления.
Следовательно, классическая теория управления наталкивается на ряд проблем.
1. проблема соотношения «объект-субъект» при самоуправлении в самоорганизующейся системе. Имеем ситуацию, когда объект управл. одновременно является субъектом. (Четкое разделение на «объект-субъект» присутствует лишь при тоталитарно-государственном управлении).
2. Проблема дефицита управляющих ресурсов. Для того, чтобы получить результат от управляющего воздействия, требуются определенные ресурсы (материальные, финансовые, организационные, информационные). Очевидно, что в настоящий момент каждый из возможных субъектов управления развитием города не имеет ресурсов для сильного воздействия.
3. Проблема прогнозирования, связанная с активностью самоорганизующейся системы. Всякий прогноз поведения системы при воздействиях на нее будет иметь вероятностный характер.
На этом остановлюсь, добавлю лишь, что решение практических проблем управления развитием города связано с поиском и подготовкой соответствующих инструментов. Одним из них может стать какой-либо нормативный документ, определяющий процесс развития, например, программа комплексного социально-экономического развития.
От теории к практике .
3. Как нам (лобненцам) хотелось бы жить?
Думаю, что рецепт жизненного счастья прост и одинаков. Хотелось бы иметь интересную и хорошо оплачиваемую работу. Крепкую семью.Квартиру с отдельныи комнатами для каждого члена семьи. Возможности для полноценного культурного отдыха, занятий спортом и искусством. Легкий доступ к информации и общению. Благоустроенную и комфортную среду вокруг нас. Бсперебойное и качественное снабжение наших жилищ водой, тепло, газом, электроэнергией. Выбор бытовых и торговых услуг вблизи дома. Доступное и качественное воспитание и образование наших детей. Доступную и квалифицированную систему здравоохранения. Экологически безопасную среду обитания. Наличие в городе высокоплачиваемых рабочих мест для молодежи. Обеспеченную жизнь для пенсионеров.
Обязанность городского сообщества – сконцентрировать свои усилия на приближении жизни в нашем городе к таким условиям.
4. Приоритетные направления развития города в перспективе
4.1. Формирование городского сообщества
Развитие города невозможно без гражданского согласия, взаимодействия всех целевых групп, заинтересованности населения города в долгосрочных планах. Необходима выработка механизма по привлечению жителей в процесс разработки и реализации целей стратегического плана.
4.2. Промышленное направление развития
Устойчивое развитие города невозможно без развития существующих предприятий и организаций, продукция которых может быть востребована как на внутригородском, так и на региональном и на федеральном уровне.
Город заинтересован в динамичном развитии предприятий, продукция которых ориентирована на внешнее потребление, укрепление связей города и предприятий, активное участие указанных предприятий в жизни города является взаимовыгодным фактором и является залогом устойчивого роста выпуска продукции и рабочих мест.
Расположение города вблизи Москвы является привлекательным условием для размещения на его территории новых предприятий при условии их экологической безопасности, согласии на постановку на налоговый учет в г. Лобне и вообще при тщательном отборе поступающих предложений.
Приоритетной задачей должно стать создание благоприятной среды предпринимательства, максимальная поддержка малого и среднего бизнеса, построение партнерских отношений власти и бизнеса. Созданная предпринимателями сфера услуг и торговли должна полностью обеспечивать потребности горожан в продуктах питания, промышленных товарах и бытовых услугах при постоянном повышении культуры обслуживания и расширении ассортимента продаваемых товаров.
Повышенного и постоянного внимания городских властей требуют муниципальные предприятия, обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство и инженерную инфраструктуру. Быстрое реагирование на сбои в системах жизнеобеспечения города конечно необходимы, однако состояние данных систем в настоящее время таково, что без реформ в данной области не обойтись. А залогом успешных преобразований должна стать полная ревизия всей инженерной инфраструктуры города в настоящее время и независимый аудит предприятий, задействованных в данной сфере. Учитывая «болезненность» вопроса для населения, необходимо внести ясность в процесс ценообразования услуг ЖКХ, информация о себестоимости данных услуг, а также затратах предприятий ЖКХ должна быть общедоступна. Также должна быть четкая ясность относительно перспектив привлечения частных инвестиций и развития конкуренции в области ЖКХ.