http://www.ameno.ru/health/sick/article/30026.htmlКурить уже не модно
По данным статистики Россия занимает первое место в мире по потреблению табачных изделий на душу населения и по темпам роста курения. У нас курят 65% мужчин, 30% женщин, 40% городских девочек-старшеклассниц и 60% мальчиков.
Курение - часть нашего образа жизни, элемент нашего поведения - сложное действие, сопровождаемое определенными ощущениями и основывающееся на различных биохимических и физиологических процессах. С этой точки зрения изучение поведения курящих затрагивает как психосоциальные, так и биологические проблемы.
Существует ряд теорий, пытающихся объяснить причину табакокурения.
Как писал английский психиатр M. Russell (1979), "люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут перестать".
В докладе Королевского медицинского колледжа в Лондоне (1977) сказано: "курение табака является формой привыкания к средству, не сильно отличающемуся от других наркоманий". Систематическое курение можно рассматривать как результат первоначального экспериментирования с сигаретой, и при достаточно частом повторении оно становится привычкой.
Итак, иллюзия № 1 - возможность сохранения здоровья, несмотря на вредные воздействия, которым подвергается организм курильщика.
Иллюзия также заключается и в том, что многие курильщики утверждают, что курение может служить в качестве адаптогена, смягчая стрессовые нагрузки, средством расслабления, переключения активности, что особенно важно в сложных, конфликтных или неопределенных ситуациях.
Иллюзия № 2 - попытка ухода от трудностей реальной жизни. Однако при этом не учитывается, что при каждой затяжке в организм курильщика (легкие и ток крови) проникает большое число вредных химических соединений. При каждой затяжке делается шаг в направлении фиксации привычки и вторичного усиления, связанного с видом и запахом сигарет, процедурой закуривания, соответствующим сопровождением (кофе, алкоголь). Между тем трудности реальной жизни остаются и их все равно приходится преодолевать.
Как известно, многие элементы поведения человека, пороки и болезни уходят своими корнями в детство и именно в этом периоде жизни человека следует искать их истоки. Сказанное относится и к курению. Большинство, как отмечалось, начинают курить в детском и подростковом возрасте, меньшинство - в более старших возрастных группах. В чем причины этого? Очевидно, их много. Решение о начале курения принимается под влиянием сверстников, друзей, родителей, старших братьев и сестер, более старших подростков. Немаловажную роль играет попытка подражать взрослым, самоутвердиться, приблизить свое поведение к поведению взрослых. Специально следует подчеркнуть роль школьного окружения, влияние которого трудно переоценить, в том числе воздействие того факта, что курят учителя, спортивные тренеры, обслуживающий персонал.
Иллюзия № 3 - курение как фактор независимости и престижа. В действительности же курение не прибавляет ни того, ни другого.
Большинство людей начинает курить в возрасте 13-18 лет, в период, когда мода означает не то, что для взрослых. Подросток эмоционален, ведом и во многом зависим от своего окружения. Он начинает курить, потому что хочет понравиться противоположному полу, потому что это сексуально, потому что он взрослый, потому что это круто. Много таких "потому что", которых не понять другим! И сломать эти "модные" стереотипы у подростков невозможно. Молодежь, как правило, проводит свое время в трех местах: дома, в школе и с друзьями на улице. То, что заложат в характер подростка родители и учителя, будет во многом определять его поведение, когда он находится в обществе ровесников, но не во всем. Всем людям свойственно повторять ошибки своих родителей.
Родители для нас авторитеты, мы им доверяем и отлично знаем, что зла они нам не причинят никогда. Подростки начинают курить, потому что их родители делают это. Именно из-за курящих родителей молодежь воспринимает курение как необходимый жизненный процесс. Нет ни одного ролика социальной рекламы, пропагандирующей вред курения, который был бы нацелен на родителей с целью оградить их чад от никотина. А ведь сыграть на материнских чувствах очень просто - это сильный инструмент!
Почему же все-таки мы курим? Средства на финансирование социальной антиникотиновой рекламной кампании могут поступать только из государственной казны, которая в значительной мере пополняется за счет производителей табачной продукции (и алкогольной тоже). Замкнутый круг. Палка о двух концах. И надо чем-то жертвовать. К сожалению, сегодня этой жертвой является наше здоровье.