Автор Тема: До чего дошел прогресс  (Прочитано 1188 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yoda

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 445
  • Репутация: 0
До чего дошел прогресс
« : Марта 23, 2008, 22:16:54 »
До чего дошел прогресс

Автор: Ять Фитовъ

Разум... в «человеческом измерении» — это Дух. Это, помимо интеллекта, способность верить, надеяться и любить
В.А.Кутырев, «Насколько разумна сфера разума»

Как говаривал наш преподаватель по культурологии, «идея прогресса, как направление движения развития общества, не доказана и вообще не научна». Действительно, стоит взять всего лишь несколько простых примеров, чтобы в этом убедиться.

Некоторые поделки пещерных людей и сегодня способны поставить в тупик самую продвинутую технологию. На сколько сегодня хватает одного среднего бритвенного лезвия? Дерут ли кожу современные станки? — кстати, трехлезвенные бреют еще хуже двухлезвенных. Профессионалы скажут: ищите станки и лезвия старого производства (особенно хвалят женские бритвы начала 20 века), их, мол, и точить не надо, и раздражения нет, и бреют великолепно. А на раскопках студенты-археологи находят (и часто оставляют себе) каменные ножи пещерных людей. Сувенир? Увы, говорит преподаватель, энти ножи в десятки-сотни раз острее современных хирургических скальпелей и не требуют заточки. Булыжником о булыжник… и острее острого… Так ли примитивны были древние люди?

История повторяется в участках самой себя. Не так давно зародившаяся звукозапись. Какие вам назовут лучшие из доступных аудионосителей? Винил и широкая магнитная лента (оба аналоговые). И добавят, что писать все равно будет не с чего и что никто не мешал сделать аналоговые компакт-диски. Стопки диссертаций про дискретизацию, восприятие, кипы патентов на сжатие и физические устройства. Ради чего? Ради MP3 и DolbyDigital? А может, чтобы регламентировать число прослушиваний (разумная неразумность)?

Запись текстов. Какими драгоценными были те строки, что рукописно вносились в манускрипты! Не иначе, когда человек задумывал книгопечатание, он мечтал осчастливить мир. Реальность, как всегда, подкачала. Имея практически безграничные возможности по производству и тиражированию, мы испытываем острую нехватку «непустого» текста. И это при необходимости переваривать гигантские объемы ненужной завтра информации. Вместо чтения — скорочтение[1]. Не пора ли организовывать курсы по ускоренному просмотру ТВ и видео и прослушиванию радио и эстрадной музыки?

Сегодня выпускники технических (и не только) ВУЗов знают хуже и меньше — иногда практически ничего, о предмете, который изучали. Дети вырастают рядом с компьютерами и не знают о них и половины того, что знало предыдущее поколение, писавшее на ассемблере в ДОСе.

Образование. Практически никто (кроме, наверное, Минобразования) сегодня не сомневается, что, в оголтелом стремлении вбить нечеловеческий объем знаний в детские головы, уже перейдены все границы. Рабочий день школьника превышает рабочий день взрослого человека (учитывая домашнюю работу)… Ради чего? Чтобы вырастить 15-летних стариков[2], которым ничто не интересно (кроме так называемых «общечеловеческих ценностей»)? Они как никто другой понимают ненужность всего того, чему их учат.

Взрослые так высоко сами себя поднимают в глазах детей, что однажды наивные дети очень удивляются — оказывается, взрослые ничего такого особенного не знали и не знают. 15-20 лет бесполезного (а часто еще и вредного) обучения, 20 лет «практики корпоративного неделания», и все это, чтобы стать ненужным работодателю в 45 лет (на эти жертвенники часто кладется брак(и) вместе с детьми)? Не что иное, как точение образовательных якорей. Зачем? Думаю, задача — отучить людей (точнее, это уже постлюди, см. ниже) задавать этот самый вопрос и научить быть придатками техники.

Огромное количество мультимедийных программ, практически не несущих системных знаний — лишь набор фактов (новые тесты для выпускников колледжа: «Кто из перечисленных людей занимался кулачными боями? Варианты: Платон, Аристотель, Архимед…» — ну чем не «О, счастливчик»?). Скоро, скоро у всех будут электронные учебники истории с видео, аудио и Бог знает чем еще. Обновляться они будут автоматически и так быстро, что учебник нельзя будет открыть дважды, как нельзя дважды войти в одну реку. Как ни парадоксально, сегодня мы как никогда мало знаем историю (отсюда и фоменки, а попробуете поспорить — выяснится, что про все события истории вы читали где угодно, но только не в первоисточниках — и это при почти неограниченных возможностях копирования и распространения).

Информация (информированность) — вот что пришло на смену знанию.

Не странно ли, что в результате обретения человеком огромного количества различных каналов, «соединяющих» с реальным окружающим миром[3], именно при наличии скоростной электронной почты и сотовой телефонии, человеку становится трудно «удерживать себя» в реальности (отсюда, кстати, распространяющиеся проблемы аутизма и эскапизма)? Причем постепенно это деосознание себя как части реального мира входит в массовый обиход. Позвольте упомянуть только крупные вехи на пути этого «прогресса»: «Волхв» (книга, Джон Фаулз, первоначальное название «Игра в Бога»), «Harvester» (серьезная игра-квест про виртуальное пространство, этот кошмар сбывается — см. в «КТ» новость об игре «Majestic»), «Generation П» (книга, Виктор Пелевин, потрясающее произведение), собственно «The Matrix» (фильм), «The Truman Show» (фильм, идея почти полностью воплощена в известных Интернет-проектах; вот что ожидает настоящих людей — аквариум), «The Game» (фильм, идея взята у Фаулза, да так, что тот чуть в суд не подал). Дальше Пелевина, на мой взгляд, никто в вопросе не продвинулся: действительно, сейчас нет никакой разницы, существует ли на самом деле человек, выступающий по ТВ или радио, не говоря уже о газетах; война — в повседневной жизни, многие завтракают, обедают и ужинают под чеченские новости. Действуя через посредников, человек отвык общаться с человеком и общается исключительно с бездушными вещами (вспомните недавнюю рекламу коки — про знакомство в Интернет-кафе). Знаете, почему так любят домашних животных (или ходят к психологам, или пьют в компаниях)? Это просто дефицит «устаревшего» общения. «Умер» — сегодня это часто просто звонок по мобильному. Какое же тут сочувствие? Люди просто не осознают, что произошло. Конкуренция и легкая заменяемость жен, мужей, друзей и т. д. (как plug-in’ы).

Вместо софии — философия (уже после окончания средних веков). Это вообще очень тонкая подмена. Любовь к мудрости вместо собственно мудрости (слово «любовь» в этом сочетании тоже изменило смысл, см. «софоложство» у Пелевина). Это раньше «примитивные» люди могли откусить себе язык и выплюнуть врагу в лицо. Ныне «продвинутые» граждане зубрят ряд фактов из биографий и попурри из различных течений по пути к диссертации (то есть смерть философии и замена ее в массовом сознании на технологический мистицизм).

Один из шиков сегодня — занятия на тренажерах. Бег на тренажере вместо бега на улице. Даже возможность бега трусцой становится дефицитом. Как правильно замечает В. Кутырев, «белка в колесе» — известный символ бесполезного и глупого действия, который человек добровольно принимает и выполняет буквально, нисколько к тому же этого не стесняясь.

Постчеловек вместо человека. Понимаете, что это означает? После человека. То есть человека уже нет. Уникальный номер вместо имени. Ясно? Уникальность — это сегодня ИНН, а не человек. Язык тоже прогрессирует, слышали? Скоро будем писать «заиц» и «парашут». Хорошо, если букв не убавят. И вообще, чего это мы так архаично пишем? Совершенно нелогичные и неэффективные начертания — пора уже писать и читать цифровыми кодами, сразу решатся все шрифтовые проблемы.

О, глупцы, и это вместо того, чтобы вернуть яти и фиты (или вообще, церковнославянскую азбуку). Объясняют — мол, детям тяжело все запоминать, грамотность падает. И мы следом за ней. А ведь все эти архаичности и нелогичные красоты и сложности — и есть культура. Это она ложится на жертвенник глобализации и открытого общества[4].

Все это отбрасывается, оставляется за цифровым барьером. Люди, его перешедшие, — люди глобальные во всех смыслах. Они знают (или умеют быстренько навести справки) все обо всем, в том числе обо всех религиях. Могут читать лекции как о буддизме, так и об иудаизме, цитировать Бхагават Гиту и Евангелие, рассуждать о внутреннем устройстве мечети и архитектуре соборов. Знают противоречия в восприятии между различными конфессиями, могут предложить пути примирения и знают как учесть частные случаи в законодательстве. Но во что они сами верят?

Принимая относительность всего и вся, не имея никакой морали, homo digitalus становится (по его мнению) сверхчеловеком, стоящим над и выше всяких условностей мира, а следовательно, не от мира сего. От какого тогда? Вот вам и виртуальщина. Мертвые души II. Человек внеморальный есть человек антиморальный.

А этот совершенно дурацкий принцип принятия решений по большинству? Человек вне религии — атеист — думает (или хочет, чтобы так казалось), что не верит ни во что, но на самом деле он верит в то, что все религии — пудра для мозгов (проверить-то он все равно не может, для этого ведь надо прожить жизнь). Его вера — материализм. Настоящая высшая ценность гуманиста — деньги (концентрированные материальные общечеловеческие ценности) — это единственная общая ценность у всех гуманистов. Морально все, что выгодно, что невыгодно — то не морально. Вот он, «дикий рынок». Общих денег не бывает, каждый гуманист должен максимально блюсти свои интересы, и денежки — врозь.

Поэтому гуманистическое общество — это общество атомизированное, разделенное, со слабыми социальными связями и сильными экономическими; без преданности, но с брачными контрактами, с показными (карнегианскими) чувствами, но без чести. Свежий пример: второй раз показывают «Сибирского цирюльника» — фильм, претендующий на изображение русской идеи, веры и чести, а также невозможность и губительность транскультурных связей. Фильм прерывается рекламными роликами (иногда до четырех минут длиной). Нравственно ли это? Западный человек, гуманист, homo digitalus скажут «of course, it’s just business», что почти дословно и говорится в самом фильме.

И то, что на основе этого фильма снята реклама пива (умолчу про парфюм), а в ней снимается герой, исполнявший нравственную роль, говорит о лицемерном его (и не только) отношении к своей роли, о том, что сам он не думает так, как изображал, о лжи, а это ставит под большой вопрос нравственность этой ленты, ибо невозможно быть нравственным в одних делах, а в других нет, или быть нравственным по вторникам и четвергам. Осталось выпустить бейсболки и футболки с надписями вроде «I Love The Barber of Siberia!», «Tolstoy’s Cool!», «Mozart is a Great Composer!»… Конечно, до «Little Nicky» еще далеко.

Но и это — не все. Если бы спросить наших родителей и прародителей, где можно посмотреть, что такое любовь? Прабабушка рассказала бы о счастливой семейной паре, их детях и т. д. Бабушка сказала бы, в «Девчатах» (то есть уже не в реальности). Родители сказали бы — в «Солярисе» (уже в фантастическом фильме, но все еще «человеку нужен человек»). «Секса у нас нет» — как сегодня любят потешаться над этой, по существу очень серьезной и глубокой фразой. Сегодня, видимо, стоит спросить, «есть ли что-нибудь, кроме секса?» Что такое любовь сегодня? «American pie». По ТВ — презентация нового женского журнала. Интервьюируемый: «…надеемся, наш журнал будет читать и сильная половина, поскольку он — про любовь...» На обложке первого номера крупно — «Умеете ли вы флиртовать?» Что ответят наши дети завтра? «Это костюм для киберсекса и доступ в Сеть на X Гбит» (см. «техноложство» у Кутырева). Прогресс налицо[5].

Римская империя тоже через это проходила, но не прошла. Какой была любовь две тысячи лет назад? Полагаю, мы даже понятия не имеем, что это было. Что у нас есть — это понятие о том, какое понятие было у тех, кто имел понятие о понятии своих предков, которые… Но если взять аналогию с бритвами... Примитивный аналог. И начитавшись примитивных аналогов книг, получив примитивное подобие образования, живя примитивным подобием жизни, в чем человек проявляет свой продвинутый интеллект? Он в три строки перечеркивает книгу возрастом в несколько тысячелетий и в две строки научно опровергает необходимость воздержания от блуда!

Прав тот, кто опасается (и требует прекратить) генетические и микроробототехнические (как и многие другие) эксперименты, так как ставка в этой «игре» — все живое. Сколько раз валится система при отладке программы? А ведь всего одна ошибка с генами или самостроящимися роботами может с легкостью прекратить существование жизни на Земле. «Быть или не быть? Уснуть и видеть сны?»… Похоже, мы идем не туда. «Желтая стрела» — поезд, идущий к разрушенному мосту[6].

Ученые, ученые — умы разгоряченные. Хоть кто-нибудь хоть однажды четко и ясно сказал, что мы ищем в далеком космосе? Куда вбухиваются миллиарды рубледолларов? На военные цели? Несомненный признак прогресса со времен Римской империи. Чтобы найти инопланетян? Опять же, зачем? Ищем приключения на свою заднюю часть? А если они поведут себя с нами так, как мы обходимся с природой?

Вера в науку, прогресс — вот, как это ни парадоксально звучит, наша беда. Существование конечной научной картины мира — слишком несерьезное и натянутое допущение. Картина мира, позволявшая человеку быть человеком, была уже так давно, а теперь ее просто запинали и забыли. Наука — колосс на глиняных ногах, который в каждый отдельный момент знает, что в предыдущий был не прав, но с пеной у рта утверждает, что уж в следующий-то раз точно…

Так где же на самом деле это великое достижение человечества… гуманизм?

Мифов.нет. Пиво.ура.

Мифы не изгнаны, наоборот, изгнано все, кроме мифов. Прогресс не есть развитие, но деградация (и моральная, и физическая). Прогресс — явление аморальное и безнравственное.

Дети нас однажды (если их не заменят электронные куклы) спросят, где же вы были, когда изгонялась реальность? Пиво пили…

P. S. Возможно, у читателя, который никогда так не задумывался о цивилизации, возникнет легкая паника[7]. Что тут поделаешь — кто умножает знания, тот умножает скорбь.

В одной отдельно взятой стране нельзя заморозить технологии, иначе добрые соседи просто уничтожат однажды (в этом смысле с каменного века ничего не изменилось). В чем же цель статьи? Она — в желании обратить внимание тех, кто с поросячьим восторгом встречает сообщения об очередном «прогрессе», «достижении» и «открытии», заставить их задуматься над сутью и общим направлением происходящего. Ведь, несмотря на то, что каждый из нас является разумной составной частью этой безумной, мчащейся в пропасть машины, которой нет спасения, людям дарована возможность индивидуального спасения внутри самих себя и возможность помогать в этом своим близким.

Как? Это, надеюсь, никому объяснять не нужно, в глубине оцифрованной души каждый это знает.

[i41348]


[1] — Как человек, всю жизнь читавший проговаривая и потому сравнительно медленно, я не знал, что это в сущности такое — скорочтение, пока не попробовал Vortex. И теперь категорически от него отказался.

[2] — Пожалуй, одни из самых безобидных результатов — почти поголовный сколиоз и потеря зрения.

[3] — Получили скорость и количество, потеряли качество (смайлики — это трупики эмоций) и privacy, самое время тратить денежки на защиту privacy и недообщения.

[4] — Интересно мнение борца за открытое общество Дж. Сороса по этому поводу. См. ссылки в конце статьи. Еще заслуживает внимания вот что: в демократической Европе антиглобализационная демонстрация по поводу съезда Евросоюза была разогнана силовыми методами. Что-то не похоже это на демократию.

[5] — Мультик помните? «Тема сегодняшнего урока — любовь!.. Это не то, что ты думаешь, пятьдесят седьмая!» Шутили, а ведь сбылось. «Люби себя, чихай на всех…» И личные номера…. В общем, все как у чертей.

[6] — В. Пелевин, «Желтая стрела».

[7] — А некоторые скажут: «Да развеяться надо и все. Съездить в Италию, сходить в ночной клуб, переклеить обои, переставить мебель — все пройдет, все будет нормально». Это — «вытесняющий вау-фактор».