Quam ben vivas, refet, non quam diu.
"В жизни важно благо, а не долгий век". мудро, но не универсально. макаревич в свое время неплохо разделил эти вещи в своей песне.
"Раз ночь длинна, жгут едва-едва
И берегут силы и дрова,
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдётся вдруг чудак,
Этот чудак всё сделает не так,
И его костёр взовьётся до небес."
кому - дела, а кому и долгий век (не обязательно, а фактически и вовсе не биологический возраст). и объединить это толком мало кому удавалось.
Благо - понятие относительное. Поэтому путей больше, чем 2, ровно в 2 раза.
Общественное благо + короткий век.
Личное благо + короткий век.
Общественное благо + долгий век.
Личное благо + долгий век.
Суть песни Макаревича: чаще всего личное и общественное блага не совпадают, поэтому сочетать их весьма затруднительно. Но некоторые "нарываються на подвиг", совершая его ценой жизни.
А мысль латинян с Сенекой по сути была такова: хорошо жить - это значит так, чтобы самому понравилось, и тогда не обязательно жить долго.
А философия на тему, что такое хорошо, и что такое плохо - это уже из другой оперы. Кому-то благо - долгий срок.
Христианство не приемлет конформизма.
А христианство дает вообще 5-й путь: конечная точка - Бог, превыше всего любовь к которому (а не к обществу или к самому себе). И в этой ситуации "хорошо" в общечеловеческом понимании часто вообще теряет смысл точно также, как и длительность (пример того, как на первое место ставиться не личное и не общественное благо, а любовь к Богу - запрет Иисуса ученику хоронить отца).