На улице - минус 20, в квартире холодрыга и нет горячей воды, оказавшиеся в "Ледниковом периоде" жители собираются на митинг а я хочу поделиться со всеми желающими своим фотоотчетом о том, как можно провести несколько дней на Красном море и почти не загореть, зато привезти больше впечатлений, чем все "сухопутные" отдыхающие. Надеюсь, мои впечатления помогут вспомнить теплое море и жаркое солнце и немного согреться
Итак, на 7 дней местом жительства коллектива "ластоногих", к которым отношусь и я, стала эта белая 22-местная красавица "Фело"
Загружаемся со всем своим дайверским скарбом - на борту очень уютно, комфортные каюты, хорошо кормят, адекватные и вменяемые инструктора (по сравнению с теми, кто возит туристов на "погружения за 20 долларов"
). Как выясняется позже, они по совместительству еще и массовики-затейники на добровольных началах, так как на конкурсах и разных вечерних мероприятиях им не было равных и в инициативе и в фантазии
В недельной программе выход в Красное море из Хургады до Сафаги, погружения на крупнейший в Красном море рэк - пассажирский паром "Салем Экспресс", далее ночной переход на рифы Бразерс, погружения в районе "Двух братьев", переход и погружения на риф Эльфинстоун и два ночных погружения - на рифе Мангров и Абу Дабаб. Программа более чем насыщенная.
Первый дайв за день - обычно самый продолжительный по времени и максимальный по допустимой глубине. Поэтому всем коллективом проходим брифинг перед погружением и во главе с дайв-лидером отправляемся на паром.
Все дайв-яхты оборудованы специальной палубой для хранения, сушки и одевания снаряжения - дайв-деком. С него же и осуществляется погружение или шагом с борта или по таким смешным лесенкам. С лестниц привычной конструкции слезать или залезать в ластах почти невозможно.
Немного о самом пароме, лежащем почти на 30-метровой глубине - предельной глубине для любительского дайвинга:
Паром был спущен на воду в 1966 году и был довольно большим и красивым судном: трехпалубным, длиной 100,2 м, шириной 17,8м и развивал максимальную скорость до 22 узлов с помощью двух больших винтов.
В день катастрофы, 15 декабря 1991 года паром направлялся из Джедды (Саудовская Аравия) в Египетскую Сафагу, на борту находилось несколько сотен паломников из Мекки. Салем Экспресс был загружен автомобилями и личными вещами пассажиров, которые везли подарки из Мекки. Капитан корабля считался очень опытным и признанным во всем Египте моряком торгового флота. Он знал и свое судно и местные воды, особенно маршрут между Сафагой и Джеддой очень хорошо. На заключительном этапе плавания капитан завел привычку проплывать между египетским материком и опасными для судоходства Рифами Хиндаман . Этот маршрут сокращал время поездки на два часа по сравнению с общепринятым маршрутом. Ни один из капитанов не рискнул бы вести судно таким маршрутом и старался бы держаться более глубоких вод по дальше от рифов. Погода в день крушения была очень плохая. Дул сильный ветер который к полуночи перерос почти в бурю. Многие из пассажиров были палубными и поэтому капитан стремился, как можно быстрее пересечь Красное море и обогнуть египетское побережье, как можно ближе к берегу тем самым прячась от северного ветра и предоставляя максимальную защиту своим пассажирам.
К полуночи Салем Экспресс подошел к роковым рифам. Совсем небольшая ошибка в навигационных расчетах привела к незначительному отклонению от обычного маршрута, которым капитан ходил всегда.Так как в таких погодных условиях никто не мог заметить препятствие, паром на полном ходу налетел на самый южный риф в группе.
От сильного удара после столкновения многотонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы и автомобильную палубу в считанные минуты. Среди пассажиров началась паника. В течении двадцати минут после столкновения с рифом паром затонул, погрузившись в тридцати метровую пучину.
Очень много людей погибло внутри тонущего корабля, другие пассажиры погибли, потому что они не умели плавать. Для остальных испытания еще не были закончены. Погружение было настолько стремительным, что ни одна из спасательных шлюпок или плотов не были толком спущены на воду. Те кто смог выжить были брошены на произвол. Единственным утешением для находившихся в штормящем море и умеющих плавать людей, было то что течением их несло к берегу. Чудом 180 человек выжили. Официально, на судне находилось шестьсот пятьдесят человек — 578 пассажиров и 72 команды, хотя многие люди настаивают, что на борту находилось в два раза больше пассажиров. Пока эти предположения официально не подтверждены, многие в Египте категорически утверждают, что число погибших более одной тысячи человек. Официальный список погибших был установлен из 470 человек.
На компьютерной модели лежащее на дне судно выглядит так
Огромный лежащий на дне корабль видно и с поверхности. Под водой же это действительно величественное, но немного жуткое зрелище.
Это - огромный винт парома, пока мой бадди-напарник подплывает потрогать, держусь в стороне и "ловлю момент"
А это часть группы, приближающаяся к корпусу корабля
Один из палубных люков - заглядывать внутрь жутковато, там темно и мерещатся призраки утонувших
Только несколько человек из нашей группы могут заглянуть внутрь парома - для этого необходимо иметь специальный Сертификат, подтверждающий право и умение дайвера погружаться ВНУТРЬ затонувших объектов. Вернувшиеся из недр рассказывают о проржавевших остовах автомобилей пассажиров на палубе.
А вот герб парома - буква S в лавровом венке и один из его якорей:
Не заплывая внутрь, делаю несколько снимков:
Здесь какая-то чуднАя батарея бутылочных донышек. Напарник шутит - видимо, остались следы пикника дайверов-предшественников
На дне лежит несколько спасательных шлюпок, так и не пригодившихся терпящим бедствие
Глубиномер показывает 30 метров - садимся "на перекур". Здесь уже значительно темнее.
Пытаюсь заглянуть внутрь, напарник фотографирует и машет рукой - "Рыбку пропусти!"
А здесь торчит прилепленный силуэт акулы - спецом для фотосессий, чтобы потом хвастаться своей отвагой
Продолжение следует...