Тема техосмотра у всех на устах уже больше года – с тех самых времен, когда президент обозначил тренд: процедуру нужно реформировать. Пока думали как, водители полгода поездили «на халяву» – во второй половине 2011-го техосмотр можно было не проходить.
Но в конце года закон обрел свои окончательные черты.
Главное новшество – техосмотр стал вотчиной Российского союза автостраховщиков. В том плане, что именно эта организация будет аккредитовывать техцентры, предоставляющие услуги прохождения ГТО. Теперь это может делать любой автосервис, у которого есть необходимое оборудование и обученный персонал (список требований опубликован). Понятно, что за короткий срок создать большую базу новых площадок техосмотра невозможно, поэтому предусмотрен переходный период сроком два года, когда услугу проведения ГТО будут предоставлять как и новоаккредитованные, так и бывшие «гаишные» техцентры. Полный список для каждого региона страны выложен на сайте РСА.
Стали другими и сроки проведения ТО. Новые автомобили в возрасте до трех лет от проведения осмотра освобождены вообще, машинам от трех до семи лет на станции обслуживания необходимо будет появляться раз в два года, старше семи – ежегодно. Учитывая то, что старым Логанам как раз в 2012 исполняется 7 лет, новость позитивная. Радует также и то, на прицепы, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, проходить ГТО больше не нужно.
Существенно изменилась функция талона техосмотра. Фактически он потребуется только один раз – при заключении договора ОСАГО. Причем талон на момент покупки полиса обязан быть не просто действующим, а истекающим не менее чем через 6 месяцев.
То, что техосмотр нужен только для страховки, уже привело к двум нововведениям. Во-первых, с 1 января 2012 года инспектора ГИБДД перестали проверять талон ГТО, более того, его даже можно с собой не возить. И уж тем более пора забывать о старой советской привычке клеить квиток на лобовое стекло. Во-вторых, сами талоны стали обычными бланками, без голограмм, наклеек и иных средств защиты. В правительстве рассудили, что если талоны не нужно возить с собой, то и подделывать их смысла нет. После того как будет создана единая электронная база данных от талонов вообще хотят отказаться. Страховщики смогут узнавать о ГТО автомобиля в интернете. Но это когда еще будет…
Привязка техосмотра к ОСАГО рассматривается как самый прогрессивный пункт новых правил. С одной стороны, перевод техосмотра под крыло страховых компаний интересен тем, что они (хотя бы чисто формально) заинтересованы в честном прохождении ГТО, хотя бы потому, что у исправного автомобиля шансов попасть в ДТП меньше, чем у неисправного. Кроме того, на стороне страховщиков играет и тот факт, что по новым правилам предусматривается ответственность организации, проводящей техосмотр. Если будет доказано, что ДТП случилось из-за детали автомобиля, которая проверялась на ГТО, то страховая будет иметь полное право взыскать с проводившей техосмотр организации сумму компенсации. Правда, заработает ли такая мера и как часто она будет применяться пока сказать невозможно.
Самые большие опасения автомобилистов были в том, что стоимость ТО существенно увеличится. Резон в этом был, ведь теперь большинство операторов – коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли. Демпинговать и работать себе в убыток им резона нет. В автомобильной среде называли разные суммы: и 2, и 3, и 4 тысячи рублей. Но реальность превзошла все ожидания: техосмотр по новым правилам получается как минимум не дороже, чем был.
Раньше стоимость услуги высчитывалась так. Была одинаковая для всех регионов государственная пошлина (300 рублей), которая перечислялась в бюджет, и собственно стоимость инструментального осмотра, которую назначали местные власти в каждом регионе и которая шла на оплату услуг техцентра.
По новым правилам госпошлина в пользу казны теперь не взимается, а вся стоимость процедуры идет на оплату услуг техцентра. Максимальный ее размер также отдан на откуп регионов. Власти субъектов федераций спешно принимали новые ставки перед Новым годом. В итоге, почти во всех регионах страны цена на ТО остались на том же уровне или незначительно подорожали, что с учетом отмены госпошлины привело к общему удешевлению услуги. В самом неблагоприятном случае, ее стоимость осталась на уровне прошлого года.
Несмотря на то, что страна первую декаду января отдыхала, по поводу цен уже успели высказаться все заинтересованные лица. Автомобилистов смутила очень низкая цена. Интернет наполнился слухами, что ее установили на короткий срок, до президентских выборов, а потом поднимут так, что мало не покажется. Представители техцентров массово высказались, что подобные тарифы делают их бизнес нерентабельным (хотя нельзя не отметить, что снижение обеспечено, в основном, за счет отказа от оплаты госпошлины) и предрекли уход многих игроков с рынка. Даже чиновники из Минэкономразвития, которые разрабатывали рекомендации для расчетов, оказались удивлены получившимися тарифами. На это указывают первые комментарии ведомства. Так что вполне возможно, что тарифы действительно будут пересмотрены, но как минимум несколько ближайших месяцев техосмотр будет стоить недорого.
Технических изменений в процедуре не много, но они есть. Теперь диагностическая карта состоит из 56 пунктов, их стало меньше. Все перечислять не будем, отметим только нововведения.
Отныне на техосмотре не будут проверять аптечку: ни комплектность, ни даже наличие (на огнетушитель и знак аварийной остановки это не распространяется). Также на техосмотре должны перестать проверять законность установки ксенона. Теперь ГТО даже теоретически не преграда для любителей «колхозного» тюнинга. Радует только то, что правильность светораспределения по-прежнему контролируется, так что ксенонщикам свой свет все-таки придется настраивать. Под «амнистию» попал и ручник (во всяком случае в постановлении про него ничего не сказано), но штатную тормозную систему по-прежнему проверяют тщательно.
Есть и нововведение – теперь на техстанциях будут измерять не только токсичность выхлопа, но и его громкость. Предел шума – 96 дБ, так что теперь с дырявым глушителем не получить. Интересно, Логаны с нестандартной системой выпуска в эту границу улежаться? Из-за сокращения количества пунктов установлен новый норматив времени осмотра для легковых автомобилей – 30 минут.
Есть небольшие изменения в списке требуемых документов. Как и раньше требуются паспорт автовладельца и документы на машину (свидетельство о регистрации или ПТС плюс договор купли-продажи если автомобиль еще не зарегистрирован), однако тем, кто проходит ГТО по доверенности, теперь не нужно ее заверять у нотариуса – достаточно простой «рукописки».
(с).