Министерство обороны России при поддержке руководства страны продолжает радикальную военную реформу. Вслед за введением вместо военных округов объединенных стратегических командований в стране готовится полное обновление системы призыва и комплектования войск.
Перемены в системе призыва и комплектования войск, судя по всему, будут Кремлем поддержаны. Ведь поручение по улучшению системы призыва и комплектования армии военное ведомство получило от президента Дмитрия Медведева 22 июля с.г. на совещании, в котором кроме руководства армии приняли участие представители правительства, спецслужб и правоохранительных органов. Глава государства тогда впервые за всю постсоветскую историю признал, что «потребности армии и флота в призывниках полностью не обеспечиваются». Каких-то судьбоносных решений на самом совещании принято не было. Но, как сообщают источники «НГ» в Минобороны, уже к 1 сентября военное ведомство подготовит поправки в соответствующий законопроект, кардинально меняющие в России систему призыва молодых людей на военную службу.
Кое-какие предложения из этого пакета инициатив руководители военного ведомства уже озвучивали. Скажем, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Василий Смирнов уже заявил, что Минобороны предлагает увеличить призывной возраст до 30 лет, ужесточить систему ответственности за уклонение от военной службы и призывать в армию студентов. Эти инициативы с повестки дня не сняты. Однако, по сообщению источника «НГ», у Минобороны есть и новинки, которые после обсуждения в обществе и среди законодателей могут обрести силу закона.
Во-первых, Минобороны предлагает выстроить в стране цельную систему по формированию у молодежи привлекательного образа военной службы. Этим обяжут заниматься общеобразовательные учреждения и ДОСААФ, который уже создает в каждом субъекте Федерации центры по допризывной подготовке молодежи. В школах и лицеях предмет «Основы военной службы» (или что-то в этом роде) станет обязательным. И вести этот предмет должны будут офицеры запаса.
Во-вторых, для повышения авторитета военной службы предлагается всех молодых людей, не служивших в армии, не назначать на важные государственные посты.
И, в-третьих, предлагается ввести жесткую ответственность за уклонение от призыва.
Вот здесь начинается самое интересное.
Генштаб предлагает полностью изменить систему приписки призывников к военкоматам и явки их на призывные комиссии. Повестки предлагается отменить, вместо этого в законе будет четко прописано, что каждый молодой человек призывного возраста в день «Х» должен самостоятельно явиться в призывную комиссию и решать вопрос о направлении его на военную службу. Уклониться от этой обязанности, а тем более сбежать в другой город или за рубеж, как это сейчас делают около 200 тыс. молодых граждан страны, будет крайне сложно. Одна из мер по противодействию уклонистам – контроль на пограничных КПП, постах милиции и т.п. Человека призывного возраста не пропустят за рубеж, если он не будет иметь в военном билете специальной отметки, разрешающей ему путешествовать. При этом отловом уклонистов будут заниматься не только милиция и пограничники, но и военная полиция, которую все-таки будут создавать в ближайшие годы.
Конечно, эти инициативы в обществе будут встречены неоднозначно. А у правозащитников сразу возникнет немало вопросов. Например, как это согласуется с конституционным правом каждого гражданина свободно передвигаться по стране и миру. Но у военных ответ на данный тезис уже найден: по Основному закону служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина страны. Если молодой человек от этой обязанности увиливает – значит, нарушается Конституция.
При безусловной поддержке руководства страны предложения Минобороны могут быть реализованы и, конечно, увеличат столь необходимые для армии призывные ресурсы страны. Другой вопрос: не будет ли здесь перегибов? В России уже не раз многие реформы вязли в бюрократических препонах. Сейчас, чтобы «откосить» от армии, дают взятки медикам, работникам военкоматов. После призывной реформы вероятность пополнить ряды взяточников будет у милиционеров, сотрудников погранслужбы и военной полиции.