Мунлайту,
а чем плохи идеи, которые работают на благо общества? что плохого в том ,что эти идеи оберегаются и защищаются, а всякое инакомыслие уничтожается на корню, ибо речь идет, опять же, о продолжении существования и расширении общества?
я ужу рассказывал о двух течениях/альтернативах в развитии православия, добавлю еще для более лучшего понимания
Иосиф Волоцкий основал путь развития церкви, основанный на широких сношениях с внешним миром, государственной пользой во всех церковных начинаниях и - всемерном расширении и укреплении Государства Российского. Это именно тот путь который в итоге и избрала наша Церковь. Это тот путь, который позволил России в итоге расширить границы до края Евразии, а частично и выйти за эти края (пусть и - не надолго и не в самых уютных краях)..
Противовесом ему выступал Нил Сорский - который был родом из крестьян и родился в моно-национальной Вологодской губернии. Если проповедь Иосифа Волоцкого была направлена не только и не столько на своих сограждан, но скорей - к русскому населению Литовского княжества и Новгородской Республики, проповедь Нила Сорского была всегда более "камерной" и адресовалась моноэтническому и монорелигиозному населению глубинной Вологды. Иосиф Волоцкий обращался прежде всего к Власть имущим - верхним квинтилям Московского и соседних обществ, а Нил Сорский разговаривал с крестьянским большинством своей паствы. Именно из этого и происходит главный конфликт "иосифлян" с "нестяжателями".
Суть конфликта заключается в слудующем, - вы не можете никого ничему научить до тех пор, пока у вас не образуется некоего общего базиса. Как только вы согласитесь в некоторых базовых вещах/истинах об окружающем мире, вы можете разговаривать о вещах более сложных, основанных на том фундаменте, о котором у вас с учениками установилось согласие. Ежели вы попытаетесь "прыгнуть" через пару другую ступенек - ученики вас скорее всего не поймут и что самое страшное - сделают неверные выводы из вами сказанного. То есть, - чем больше и ближе базисные установки учителя с его паствой, - тем о более сложных вещах он может с паствою разговаривать.
В итоге возникает простая дилемма:
А) - с точки зрения Иосифа Волоцкого у России Великая Судьба - Объединителя всех Русских и Нерусских жителей огромной страны - в единое Царство. Это Царство должно быть Единой Родиной для всех - Русских Православных, Татар, исповедующих Ислам, - финнских язычников. При этом - мы неизбежно скатываемся в Упрощение Церкви, ибо нельзя говорить со вчерашним муслимом о столь высоких материях, которые покажутся ему - оскорблением. Нельзя говорить со вчерашним язычником о том, что Господь вовне и вокруг нас, ибо он из этого сделает неверные выводы и пойдет лбом в землю долбиться к своему деревянному идолу. Если Вы хотите сделать Церковь - Матерью для возможно большего числа ваших подданных, - она должна быть ПРОСТА. И - КРАСИВА, Если у нас есть проблемы с внутренним наполнением Проповеди (а они возникнут, ибо для простой паствы - нельзя говорить о слишком высоких и сложных вещах), нужно увлекать Паству Изяществом Формы и Красотой самой Церкви (имея в виду, скорей - здание).
Б) - с точки зрения Нила Сорского - Россия должна была стать Духовным Градом-Китежем, местом, где люди вдохновленные Церковью могли бы достичь Промысла Божьего. Ибо Люди, Окрыленные своей Верой могут достичь заведомо большего, чем Люди Неверующие. Да, - нельзя в разнородной пастве говорить о вещах слишком возвышенных. Ну так об этом и говорится в пословице - "семеро одного не ждут". Уже здесь и сейчас можно и нужно Учить Паству вещам очень сложным, а тех кто не понимает и не способен - надо за ухо и за порог. Ибо на этом Пути, - мы можем добиться таких высот Духовного Совершенства, что нами будет двигать - сам Бог! Высокие уровни Духовного развития - ценны сами по себе, ибо если Люди объединены одной Верой и их Вера крепка - крепко Государство. Зачем большое и огромное государство, ежели оно дурно управляется? Зачем огромный народ, если в нем - воры, насильники, убийцы и проститутки? Пусть страна будет меньше, - но пусть каждый человек в этой стране в Бога уверует и сам, лично работает за троих тех, кто будет грешить в огромной стране Иосифа Волоцкого!
Два принципиально разных подхода, один из которых по смыслу вел к возникновению Российской Империи, а второй - к Православному варианту современного Ирана, или - Православной Духовенской Республики. (Первый Вариант предполагает управление Русским Крестьянством - Русской Аристократией - как это мы и наблюдаем в реальной Истории, а второй - то же самое Крестьянство управлялось бы Русским Духовенством по аналогии с Китаем и Персией.) Во втором случае размеры нашей страны были бы - много меньше.
Иными словами, - в русских условиях - развитие по пути "нестяжателей" нас могло бы далеко завести. Но так как реальной Власти за русским Духовенством никогда не было (обратите внимание, что Иосиф Волоцкий по происхождению Аристократ, а Нил Сорский - вовсе не Духовник, но - Крестьянин), - движение "нестяжателей" было обречено в самом своем зародыше. И Россия начала развиваться именно так, как она это нынче и делает.
Россия, как страна Имперская не может объединять своих подданых по национальным, профессиональным либо иным местническим принципам, иначе это будет уже не Империя (Вспомните, - Ян Гус всего лишь выступил против индульгенций, однако слово за слово и гуситы уже выступали под знаменем - "Убейте всех немцев!"). Тогда возникает вопрос - как подданных такой-то Империи отличать от всех прочих? Очевидно, что подобный маркер может существовать только в мире Идей, - достаточно абстрактных концептов, которые могут объединять именно этих членов общества и выделять их от всех прочих. Этим Идеологическим концептом - с давних пор была - Религия. Однако собственно - РЕЛИГИЯ со всеми внутренними Духовенскими прибабахами для этой функции не подходила. Слишком большое время уходило на изучение Догматов Веры, а абсолютное большинство Имперского населения - сплошь и рядом были безграмотны, задавлены повседневной работой и прочая, прочая, прочая... Поэтому все Империи шли по одному и тому же пути.
Из Религии изымалось её Духовенское зерно, которое там оставалось лишь для тех, кому это было действительно нужно. Именно поэтому для всех возникших Империй - характерны истории по истреблению высших Духовных иерархов и принижению их в сравнении с "Императором". От Религии как таковой оставлялась только внешняя оболочка - которая становилась из Духовенской практики - символом Веры, или политической декларации о лояльности существующей Имперской традиции. И после этого получалось, что два Имперских подданных, исповедующих одно и то же Русское Православие оказывались членами общего единого Социума, противопоставленного всему прочему миру. При этом одного Православного при этом звали граф Бенкендорф, а второго князь Гирей - и помимо того, что оба стояли плечом к плечу в церкви в свите Государя Императора на Православную Пасху - один после этого шел справлять Пасху лютеранскую, а второй - праздновать Рамадан и это никого не коробило. Равно как никого не коробило, что после очередного Пленума ЦК - три ярых "коммуниста безбожника" - Ельцин, Бразаускас и Нишанов - шли в церковь, костел и мечеть соответственно. Это никого не волновало, - важно было то, что в далекие времена Бенкендорф и Гирей - крестились и стояли на проповеди в одной - Русской Церкви, а в недавние - все у нас во Власти были коммунистами и поэтому атеистами. А уж конкретное Духовное окормление конкретной личности было уже личным делом каждого.