Стратагема №9.
Наблюдать за огнем с противоположного берега (сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров).Существуют ситуации, при которых твой противник попадает в трудное положение, но использование стратагемы No 5 (Грабить во время пожара) нецелесообразно.
Например, в лагере противника раздоры, разброд и шатание. Можно напасть, поскольку противник ослаблен. Но нападение сплотит его ряды и, не достигнув молниеносной победы, Вы невольно способствуете укреплению Вашего врага.
Лучше подождать до тех пор, пока вражеская армия разложится окончательно.
Два врага вступили в конфликт, каждый зовет Вас в союзники. Можно вступить в союз с одной стороной, но это повлечет потери в войне с другой стороной. Рациональнее подождать, пока обе стороны истощат друг друга во взаимной борьбе и только после этого вступить в игру.
В годы холодной войны данная стратагема использовалась китайским руководством в политике по отношению к США и СССР. Судя по сегодняшним результатам, она оказалась достаточно эффективной.
Данная стратагема очень удачно была использована исполнительной властью России по время октябрьских событий в Москве в 1993 году.
Сначала был спровоцирован затяжной скандал с законодательной властью.
Затем противостояние из области словесных перепалок и взаимных обвинений превратилось в вооруженный конфликт со стрельбой, штурмом Телецентра в Останкино и мэрии.
Можно было погасить конфликт в самом начале. Но задача была иной — необходимы были веские причины для полного и окончательного разгрома оппозиции.
Поэтому конфликту сначала дали разгореться в полную силу.
Все увидели — идет непримиримая война между ортодоксальными сторонниками законодательной власти и Российской Демократией.
Демократическое Отечество в опасности! Почему президент проявляет нерешительность?! После того, как заговорщики "показали свое истинное лицо" широким массам российских граждан, с ними расправились достаточно жестко и быстро при моральной поддержке подавляющего числа жителей России.
Без предварительного "сидения на горе" и наблюдения за битвой сторонников Верховного Совета с Демократией, можно было подавить беспорядки, но нельзя было получить широкую поддержку масс и понимания Запада.
Есть мнения, что, и сам вооруженный конфликт был организован не без активного участия исполнительной власти.