В ходе эксперимента с использованием магнитно-резонансной томографии (fMRI) была проанализирована активность головного мозга у 15 добровольцев (иллюстрация Science).
Человеческая история знает немало примеров необъяснимого желания людей заглянуть за горизонт. Конечно, во многих случаях миграции и путешествия были обусловлены поиском новых ареалов обитания или возможностей для обогащения. Но не всегда.
Стремление к неизведанному "прошито" в сознании человека по умолчанию – такой вывод сделали специалисты из Центра нейродиагностики при университетском колледже Лондона (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London). Причём выбор в пользу новизны может и не быть связан с предполагаемой выгодой от принятия такого решения.
Результаты этой работы опубликованы в журнале Neuron.
Учёным удалось установить, что у большинства подопытных при выборе в пользу незнакомых объектов активизировались полосатое тело (Corpus striatum) и чёрная субстанция (Substantia nigra) головного мозга.
Нейрофизиологи считают: эти отделы являются ключевыми в мозговой системе вознаграждения, которая стимулирует человека положительными эмоциями и ощущениями.
Организм запоминает, что это было приятно, и таким образом, по мнению учёных, формируются устойчивые поведенческие модели.
Слева – активизация полосатого тела, а справа – области чёрной субстанции. Для обеспечения статистической значимости результатов каждый подопытный участвовал в 20 раундах испытаний (иллюстрация Bianca Wittmann, Nathaniel Daw et al./MEMBRANA).
"Поиск новых или необычных ощущений – фундаментальная поведенческая характеристика человека и животных", – говорит соавтор работы Бьянка Уиттманн (Bianca Wittmann).
Например, обезьяна может перейти с бананов на другой тип питания и для этого мигрирует на незнакомые территории. В целом такая стратегия оправдывает себя, поскольку новая диета оказывается более богатой полезными веществами, но заранее эту выгоду оценить нельзя – многие попытки могут оказаться неудачными.
Британским учёным не удалось до конца объяснить механизм вознаграждения на молекулярном уровне, однако они предполагают, что он представляет собой производство поощрительной "дозы" дофамина.
"У меня есть любимый сорт шоколада, но если я вижу рядом новую красиво упакованную плитку, меня так и тянет её попробовать, – объясняет доктор Уиттманн. – Именно этот принцип используют в маркетинге, регулярно стимулируя продажи старого товара в новой упаковке".
А по мнению другого участника исследования, профессора Натаниэля До (Nathaniel Daw), стимуляция новизны несёт в себе существенные риски для человека.
"Открытый нами механизм может быть полезен, когда необходимо принять решение в условиях неопределённости, – поясняет он. – С другой стороны, люди, склонные к такому типу поведения, могут быть подвержены игровым или наркотическим зависимостям, обе из которых связаны с нарушениями выработки дофамина".
Источник: Membrana